Впрочем, судя по всему, «кошмарить» евробляхеров начнут еще раньше. С 15 мая Нацполиция получит право останавливать авто для проверки таможенного статуса (по базе Таможенной службы) и законности передвижения на нем водителя. Правда, штрафовать нарушителей до 24 мая все же не будут. Полицейские лишь хотят отработать механизм проверок. Но нервы водителям, конечно же, попортят.
Накануне открытия масштабной охоты на евробляхи украинцы лихорадочно ищут способ решить проблему. И пока одни попросту бросают свои авто на площадках для автохлама, другие пытаются выручить за них хоть какие -то деньги. А некоторые водители все же не теряют надежды, что все еще обойдется. Общественная организация «АвтоЕвроСила» 15 мая собирает митинг бляхеров под парламентом. С ее подачи в Верховной Раде также зарегистрирован новый законопроект, который предлагает отсрочить штрафы еще на полгода. Как пояснил глава «АвтоЕвроСилы» Олег Ярошевич, это делается для того, чтобы новый состав парламента смог принять кардинально иной закон о растаможке автомобилей, сделав ее действительно доступной для украинцев.
«Минфин» разбирался, что будет с евробляхами после 24 мая.
От 170 гривен до 170 тысяч
В законопроекте №8488, который был принят в ноябре прошлого года (вступает в силу через 180 дней после подписания), прописана целая система штрафов для авто на иностранной регистрации. Все зависит от статуса транспортного средства — находится оно в режиме транзита или временного ввоза. К первой категории относятся авто, которые теоретически должны проезжать через территорию Украины транзитом, но «задержались» здесь дольше положенного.
Вторая категория — автомобили на временном ввозе — это транспортные средства, которые могут эксплуатироваться на территории Украины, но только определенное время.
Оба режима — и транзита, и временного ввоза — поставщики евроблях использовали достаточно активно.
С 22 мая для автомобилей, ввезенных в режиме транзита, будут применяться следующие штрафные санкции:
— если срок транзита превышен на сутки (что актуально для «свежих» авто) —170 гривен или предупреждение.
—до 10 дней — 3,4 тысячи гривен
—от 10 до 20 дней — 8,5 тысяч гривен
— от 20 до 30 дней — 85 тысяч гривен
—более чем на 30 дней (а также если авто было разукомплектовано или «потеряно») — 170 тысяч гривен или конфискация автомобиля по решению суда.
Для авто, которые попали в нашу страну в режиме временного ввоза, анонсированы следующие штрафы:
— за превышение сроки более чем на трое суток — 850 гривен или предупреждение
—от 3 до 10 суток — 5,1 тысяч гривен
—от 10 до 20 суток — 17 тысяч гривен
— от 20 до 30 суток — 85 тысяч гривен
— более чем на 30 суток — 170 тысяч гривен или конфискация авто по решению суда.
Также в законе указано, что авто, ввезенные в режимах транзита или временного ввоза, не могут использоваться для предпринимательской деятельности или с целью получения дохода, скажем, в такси. Готовясь к новым правилам, службы такси Bolt и Uber уже объявили, что больше не будут сотрудничать с евробляхерами.
То есть штрафы коснутся как евроблях, которые колесят по украинским дорогам уже давно, так и «свежих» иномарок, которые владельцы не успеют оперативно поставить на украинские номера. Для первых взыскания будут рекордными — 170 тысяч гривен или конфискация. В последнем случае штрафы не такие зверские, как для евроблях, но все равно немаленькие. «Просрочку» до 10 дней вполне можно схлопотать из-за банальных проблем с экспертизой, которую обязательно нужно пройти, прежде чем поставить авто на учет. А это — до 5,1 тысяч гривен штрафа.
Куда пристроить евробляху
Льготный период растаможки евроблях, когда украинские номера можно было получить с 50%-й скидкой, закончился еще 22 февраля. На эту дату переоформление прошло порядка 220 тысяч авто, владельцы которых уплатили в бюджет 13,6 млрд гривен.
Читайте также: Налоговики назвали топ-5 самых дорогих растаможенных «евроблях»
Собственно, по окончанию льготного периода легализация евроблях практически остановилась. Все, кто хотел, оформил машину со скидкой, а остальные решили ездить на иностранных номерах до последнего. По данным главы парламентского таможенного подкомитета Татьяны Остриковой, с 23 февраля по 21 марта растаможку прошло всего 220 авто — то есть, меньше 10 евроблях в сутки. Для сравнения: до этого за сутки переоформлялось в среднем по 2,4 тысячи машин.
Поэтому, как отмечает глава компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий, с конца февраля таможенники заняты, в основном, растаможкой «свежих» иномарок, которые ввозятся в Украину более чем активно. Так, по данным ассоциации «Укравтопром», в апреле было оформлено 22,5 тысяч б/у иномарок. Это в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
То есть евробляхи сейчас заменили недорогим импортом из той же Польши или Германии, который сразу же ставят на украинский учет.
По подсчетам главы парламентского комитета по вопросам таможенной политики Нины Южаниной, в Украине осталось нелегализированными порядка 260 тысяч евроблях.
На них и придется основной штрафной удар.
Нина Южанина, поясняя, какие авто не прошли растаможку, отметила, что речь идет о самых дешевых машинах, которые люди купили за 300 евро, а стоимость оформления в 1-1,5 тысячи евро для них оказалась неподъемной.
Но многие авто попросту нельзя растаможить, так как они в свое время были неправильно оформлены или же числятся на иностранных фирмах, уже прекративших существование. Разобраться в этом хитросплетении прав собственности сложно и дорого. Если речь идет о недорогой иномарке, стоимостью до 1-2 тысяч евро, это и вовсе теряет всякий смысл. Ведь оформление документов может обойтись дороже, чем в свое время вы заплатили за евробляху.
Такие автомобили одно время пытались пристроить на разборку. Но их там берут крайне неохотно даже за 100 долларов. «К нам уже приходили из полиции и из налоговой и предупреждали, чтобы мы не связывались с бляхами, так как за их разукомплектацию также будет штраф в 170 тысяч гривен. Не хочу рисковать бизнесом и деньгами ради автохлама, который, собственно, и на разборку не годится», — рассказал «Минфину» владелец склада автозапчастей Николай Шум.
За 100-200 долларов старые евробляхи можно продать мастерам — мебельщикам, которые используют отдельные части авто для изготовления столов и комодов в «гаражном стиле». Правда, им угодить тоже непросто.
Остается вариант — пустить евробляху на металлолом или попросту бросить на улице, что, очевидно, многие и попытаются сделать. Правда, в Нацполиции уже предупредили, что будут сверяться с таможенными базами и, если евробляха оформлена на вас, то наказания не миновать в любом случае. Ведь за разукомплектацию авто (сдачу на разборку) или «утерю» предусмотрен тот же штраф, что и за езду на евробляхе — штраф в 170 тысяч гривен.
Для тех, чьи авто были ввезены в режиме «транзит», остается возможность вывезти евробляху за границу с уплатой штрафа в 8,5 тысяч гривен и бросить на одной из европейских автосвалок. Потратиться, конечно, придется, но это все равно дешевле, чем платить 170 тысяч гривен штрафа.
Еще полгода без штрафов?
Впрочем, есть и еще один сценарий. В конце апреля в парламенте зарегистрирован законопроект №10263, поданный депутатом Юрием Деревянко (внефракционный). Он прописывает продление «переходного периода» (без штрафов) со 180 дней до 360 дней. То есть предлагается отодвинуть начало кампании по отлову евроблях еще на полгода — с мая на ноябрь.
В пояснительной записке указано, что, внося правки в Налоговый кодекс о льготном периоде растаможки авто, Верховная Рада предусмотрела для евроблях всего 90 дней преференций. В то же время, к примеру, для электрокаров льготный ввоз (без НДС и акцизов) зафиксирован до 2022 года. А гибридные авто можно ввозить, уплатив налог в размере всего 100 евро с одного транспортного средства.
«Возникает вопрос: а почему Верховная рада для урегулирования вопроса растаможки автомобилей с иностранной регистрацией не предусмотрела такой же льготный период на растаможку (евроблях — прим. Ред.) как и для автомобилей с электрическими двигателями. Неужели электромобили ввозят люди беднее тех, кто ввозит авто на иностранной регистрации. Нельзя относиться к автомобилю, как к предмету роскоши, ведь во всем цивилизованном мире автомобиль является средством передвижения и инструментом экономической активности населения», — сказано в пояснительной записке. Понятно, что эти аргументы шиты белыми нитками, ведь электрокары и гибриды получили льготы как экологически чистые авто, чего не скажешь о видавших виды евробляхах.
Впрочем, глава «АвтоЕвроСилы» Олег Ярошевич считает, что главная цель данного законопроекта — оттянуть «время «Ч» «до изменения состава Верховной Рады» (то есть до парламентских выборов). «Это — единственный выход для людей. Кто-то взял кредит на растаможку, кто-то выбрасывает авто. Следующий парламент может принять новый закон, но для этого нужно увеличить переходной период», — говорит Ярошевич.
Чтобы «простимулировать» народных депутатов, 15 мая «АвтоЕвроСила» собирает очередной митинг под стенами Верховной Рады. Но удастся ли активистам пролоббировать отсрочку штрафов — пока неизвестно. Ранее Минфин и ГФС заявляли, что никакого продления льгот для евроблях не будет.
Мария Колыванова