В свежем обзоре от Райффайзен Банка Аваль представлена аналитика по девальвационным рискам и факторам, способным привести к отсрочке получения Украиной макрофинансовой помощи. «Минфин» публикует сокращенный вариант обзора.

Курс UAH к USD в течение февраля укрепился на 2,58% по сравнению с январем (1,95% г/г). В марте эта тенденция продолжилась (-1,09% м/м, но +1,98% г/г). Отметим, что в первые три месяца курс USD/UAH двигался преимущественно в коридоре ретроспективных котировок 2017-2018 гг., повторяя большинство сезонных паттернов.

«За» укрепление валютного курса в марте сыграли продажи валюты:

  • нерезидентами – для покупки ОВГЗ;
  • аграриями – для финансирования весенне-полевых работ;
  • предприятиями и организациями – для уплаты квартальных налогов.

В дальнейшем позитивное влияние возможно окажет запуск работы «линка» Clearstream, который существенно упростит доступ нерезидентов к рынку ОВГЗ. В относительно спокойной политической обстановке это может привлечь существенный приток портфельных инвестиций. Инвесторы, которые ожидают снижение ключевой ставки НБУ и последующее снижение общего уровня ставок, заинтересованы в фиксировании высокого уровня доходностей.

Летом ожидается существенный рост девальвационных рисков

Среди возможных причин:

  1. вероятная отсрочка/срыв второго транша от МВФ и связанного финансирования;
  2. последующее сокращение позиций нерезидентов по гривневым ОВГЗ с конвертацией в иностранную валюту;
  3. конвертация гривневой выручки, которую получили мелкие и средние фермеры от продажи урожая, в случае раннего старта кампании по его сборке;
  4. возможнее ухудшение ценовой конъюнктуры на товары украинского экспорта.

Крайне негативные последствия на валютный курс может оказать бегство капиталов в случае реализации таких политических рисков как угроза независимости НБУ и/или отказ от сотрудничества с МВФ.

Что может привести к отсрочке макрофинансовой помощи

Мы оцениваем риск отсрочки получения второго транша от МВФ (около $1,3 млрд, запланирован на май-июнь 2019 г), а также связанного с ним финансирования в рамках макрофинансовой помощи от ЕС (0,5 млрд евро) как высокий.

Читайте также: Минфин назвал пики выплат по госдолгу Украины

Среди структурных маяков наибольшее опасение вызывает своевременность принятия Верховной Радой Украины закона «про сплит». Закон предполагает усиление роли НБУ в системе надзора за небанковскими финансовыми посредниками.

Остается нерешенной проблема отмены Конституционным судом Украины криминальной ответственности госслужащих за незаконное обогащение. Это подрывает всю антикоррупционную архитектуру страны и является нарушением прошлых договоренностей с МВФ.

Объективно социально и политически трудным остается вопрос дополнительного повышения цены на газ для населения. С момента прошлого повышения тарифов в октябре 2018 г. по февраль 2019 г. задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги (без учета электричества) выросла на 77% — до 63,4 млрд грн. В том числе долг за газ вырос на +83% — до 33 млрд грн. По сравнению с февралем 2018 года темпы прироста указанных показателей составили соответственно 72% и 102%.

Повышение цены на газ для населения на 15% с 1 мая 2019 г. было предусмотрено Меморандумом с МВФ как одно из предварительных мероприятий (в т. ч. для уже полученного первого транша). Однако Кабинет министров принял постановление о пересмотре согласованной с кредиторами формулы расчета цены на газ. Новая редакция формулы фактически привязывает цену на газ для населения к цене, предусмотренной для промышленных предприятий. Последняя, в свою очередь, зависит от рыночных котировок. Таким образом допускается, что цена на газ для населения может быть ниже цены, закрепленной договоренностями с МВФ. К примеру, цена на газ для населения в апреле будет снижена с 8,55 грн до 8,38 грн за куб. м.

Вроде бы очевидно, что данное решение нарушает предыдущие договоренности с МВФ по одному из наиболее принципиальных вопросов и ставит под угрозу своевременное получение следующего транша. С другой стороны, на наш взгляд, привязка к рыночным котировкам в целом соответствует духу требований МВФ по установке цены на газ для населения.