Ранее мы уже писали о четырех простых шагах, которые нужно будет сделать для смены оператора. «Минфин» решил напомнить, как будет происходить этот процесс и готовы ли к нему компании мобильной связи.

В мире услуга mobile number portability (MNP), то есть смена оператора с сохранением номера, работает уже давно. Мобильные операторы Гонконга, Великобритании и Нидерландов предложили ее своим клиентам еще в далеком 1999 году. В 2000-х волна дошла до Пакистана (2007 г), Египта (2008 г) и Таиланда (2010). А в 2017 году среди стран, которые предоставляют услугу MNP, насчитывалось уже 6 государств Африки и 8 стран постсоветского пространства.

Украины в этом списке до сих пор нет. Первая и вторая попытка запустить процесс провалились. Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) проводил тендеры на закупку оборудования для оказания услуги MNP в 2015 и 2016 годах. Результаты первого тендера признали недействительными, а второй закончился судебными тяжбами между победителем конкурса и одним из участников.

Читайте также: Самые выгодные тарифы мобильных операторов

Сейчас вопрос с программным обеспечением и оборудованием решен. На повестке дня — создание комплексной системы защиты информации (КСЗИ) и выбор интегратора Центральной базы данных (ЦБД). Параллельно мобильные операторы приводят в соответствие требованиям локальные базы данных (ЛБД) и настраивают криптошлюзы для защиты открытых каналов связи. Наличие криптографических шлюзов гарантирует сохранность конфиденциальности данных клиентов. К концу апреля 2019 года все данные должны быть интегрированы и протестированы.

Попытка № 3: смена оператора с сохранением номера станет доступной с мая 2019 года

Расклад на украинском рынке мобильной связи не меняется уже много лет: практически все абоненты распределены среди операторов «Большой тройки» — Киевстар, Vodafone Украина и Lifeсell. Многие украинцы одновременно обслуживаются у нескольких провайдеров.

Возможность сменить оператора без изменения номера была очень актуальной еще 5−10 лет назад. Теперь же бороться за клиентов операторам придется не только между собой, но и с многочисленными мессенджерами. Однако представители «Большой тройки» настроены оптимистично и считают, что внедрение MNP посодействует развитию рынка мобильной связи.

В Киевстар не боятся оттока клиентов. В компании приводят в пример опыт стран, где эта услуга была запущена раньше. Мол, там такой возможностью воспользовался лишь небольшой процент клиентов. Скорее всего, так будет и в Украине. Но в целом сервис нужен рынку и абонентам: он будет стимулировать операторов работать тщательнее, совершенствовать свои процедуры обслуживания, создавать для клиентов больше возможностей.

Сохранение номера при смене оператора может заинтересовать тех абонентов, чей номер привязан к мобильному банкингу, подпискам, онлайн-сервисам. Сейчас они вынуждены оставаться с оператором, даже если их не устраивают тарифы или условия пакета.

Подтолкнуть пользователя к замене оператора может плохое качество связи. Например, если рядом установлена вышка провайдера-конкурента. Еще одна причина — привязка к определенному оператору телефонных номеров ближайшего окружения пользователя.

В Lifecell убеждены, что запуск MNP поспособствует развитию здоровой конкуренции на рынке. Клиенты при выборе оператора будут обращать внимание на многие показатели, но решающую роль будет играть соотношение цены и качества.

Что касается Vodafone, в запуске услуги MNP компания видит новые возможности привлечения клиентов. Оператор уверяет, что готов предложить тарифы, привлекательные и по стоимости, и по объему интернет-трафика.

С низкого старта: все мобильные операторы готовы к запуску услуги MNP

В пресс-службе Киевстара уверяют, что компания своевременно подготовила свою базу данных для взаимодействия с централизованной базой данных переносимых номеров. Сейчас проводится подготовка к коммерческому запуску услуги: тестируется взаимодействие системы Киевстара с информационными системами других телеком-операторов.

В Lifecell заявили, что локальная база данных Lifecell уже настроена и участвует в тестировании, криптошлюз для защиты персональной информации закуплен и ожидает тестирования. До 1 мая будут завершены все необходимые работы. Чтобы подготовить клиентов к старту MNP в Украине, lifecell запустил информационный сайт.

Что касается Vodafone, в компании объяснили, что готовы были начинать технические тесты еще в феврале. Сейчас там ждут, когда другие операторы закончат подготовку, и можно будет отработать взаимодействие.

Как сменить оператора с сохранением номера

Переход на другого оператора без смены номера станет доступен желающим уже с 1 мая 2019 года. Процедура будет проходить согласно установленному порядку «Предоставления услуги переноса абонентских номеров», разработанному Национальной комиссией по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ). Те, кто желает оставить свой номер, должны выполнить четыре шага.

Шаг № 1. Если абонент не контрактный, ему придется зарегистрировать номер у базового (действующего) провайдера мобильной связи. Сделать это можно онлайн или офлайн.

При онлайн-регистрации пользователь должен зайти в личный кабинет на сайте оператора и проверить свой статус. Если номер в базе не зарегистрирован, то необходимо оформить заявку на регистрацию и заверить ее электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

Если абоненту удобнее вариант офлайн-регистрации, подтвердить номер можно в любом фирменном магазине оператора, предоставив в качестве удостоверения личности водительские права, внутренний или загранпаспорт.

Шаг № 2. Нужно обратиться к мобильному оператору, к которому клиент планирует «мигрировать». Это также можно сделать через офис обслуживания или дистанционно, заполнив регистрационную форму на сайте оператора.

Шаг № 3. Компания направит запрос базовому мобильному оператору о возможности предоставления услуги MNP по определенному абонентскому номеру. Согласно данным Киевстара, другой оператор должен подтвердить такую возможность в течение 8 рабочих часов с момента получения запроса, либо же сообщить об основаниях для отказа.

Отказать клиенту в переносе номера могут, если:

  • номер, на который создана заявка, принадлежит другому лицу;
  • создано несколько заявок на один абонентский номер;
  • с момента последнего переноса прошло меньше 30 календарных дней;
  • в заявлении указаны неполные и/или недостоверные данные;
  • оператор-получатель не представлен в указанном заявителем населенном пункте (это касается маленьких операторов).

Поддерживать информационный обмен между операторами и фиксировать перенос номера будет Администратор Централизованной базы данных. В ЦБД также будет храниться вся информация о перенесенных номерах и номерах маршрутизации.

Шаг № 4. Новый мобильный оператор уведомляет абонента о результатах рассмотрения заявки. Абонент получит sms с подтверждением и приглашением забрать SIM-карту, на которую будет перенесён номер. В магазине, при получении новой SIM-карты, также нужно будет предъявить удостоверение личности и подписать договор на обслуживание. По информации Lifecell, дальше оператор сам напомнит клиенту, чтобы тот сменил сим-карту в телефоне.

В Vodafone проинформировали, что в течение 3-х рабочих дней с момента подачи заявления номер уже будет обслуживаться в сети. Перенос номера происходит в будние дни в течение рабочего времени, но абонент может сам определить удобный для себя день и время перехода.

Перенос номера полностью, включая код: как это работает

При переходе в другую сеть номер телефона сохраняется полностью, включая 3-значный код сети базового оператора. Поэтому, если клиент захочет вернуться к прежнему провайдеру мобильных услуг, ему не нужно будет проходить повторную регистрацию.

В Vodafone уточнили, что клиент может свободно менять оператора не чаще, чем 1 раз в 30 дней.

Возможные риски при смене оператора без смены номера

Стоимость услуги MNP на данный момент все еще не определена. Ожидается, что она будет бесплатной, но точной информации пока нет.

Не подойдет перенос номера тем, кто заботится о своей приватности. Двойная регистрация номера — у текущего и будущего операторов, не оставляет шансов сохранить инкогнито.

Качество работы услуги переноса номеров во многом будет зависеть от того, насколько слаженно будут взаимодействовать все участники этого процесса.

Светлана Волкова