О том, что происходило в последнюю неделю марта в мире и Украине, рассказал в колонке на НВ специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Сapital Сергей Фурса. «Минфин» публикует сокращенный текст блога.

На торговых площадках США не было резких движений. Индекс S&P500 заканчивает неделю у отметки в 2815 пунктов, где он откроется утром в пятницу.

Самое интересное происходило в Турции, где Эрдоган снова пытался бороться с законами экономики. В Турции на выходные намечены выборы, и чтобы к этому времени лира не упала, там решили зажать ликвидность. В итоге в один момент ставки овернайт достигли уровня 1000% и уже пару дней турецкая валюта снижается. Овернайт вернулся к более-менее комфортным уровням в 34%, хотя это еще очень высоко даже по сравнению с украинскими реалиями. Видимо, приключения Эрдогана, который прошлым летом пытался склонить к любви и пониманию турецкий Центробанк, чем обвалил курс национальной валюты, ничему не научили не только мечтающих это повторить украинских политиков, но и самого турецкого султана. Потенциальные проблемы в Турции ставят под угрозу динамику развивающихся рынков: если в Турции случится что-то значительное, по ним точно ударит волной распродаж.

В украинском сегменте все замерли в ожидании выборов, гадая, чем все закончится. Максимально высокое внимание к выборам приводит к удивительным последствиям. Например, обычно рациональные и умные инвесторы могут смотреть «Слуга народа-3». Либо строят теории заговора: в воскресенье будет самая теплая погода за эту весну, значит, американские друзья применили климатическое оружие, дабы отправить внезапно сошедшую с ума украинскую молодежь на пикники.

Что ж, если в Лондоне кто-то смог выдержать три серии нового творения украинских сценаристов, то они, вероятно, узнали, что новый молодой кандидат считает МВФ проблемой, а ЕС – ушлыми буржуями, которые мешают Украине развиваться. Вряд ли это для них хорошая новость. С другой стороны, продолжающееся пике рейтингов одной дамы добавляет оптимизма, ведь еще осенью именно ее победа была очевидна и пугала больше всего.

Для Украины самая позитивная новость недели пришла из датского королевства. Запрет Дании строить в своих водах Северный поток 2 – долгоиграющая история, которая, как минимум, выигрывает для нас время. А время – деньги, причем в данном случае четко понятно, сколько именно денег. В случае остановки транзита мы можем потерять до $3 млрд в год, что будет не очень хорошей новостью для гривны.

Пока национальная валюта держится у отметки в 27 гривен за доллар, вместе со всеми ожидая результатов выборов. Сезонная аномалия, когда в марте вдруг гривна снижается, подошла к концу, но и усиливаться украинская валюта не спешит.

На внутреннем рынке ОВГЗ активного притока денег нерезидентов не заметно. Сверхуспешный аукцион по размещению внутреннего долга на прошлой неделе оказался локальной историей, и на этой неделе аукционы перешли в более привычный режим. Правда, остался умеренный спрос на двухлетние бумаги, что указывает на сохранение интереса нерезидентов. Ставки остаются стабильными.

Зато воскрес индекс УБ (Украинская биржа – ред.), вернувшийся из небытия. Тем не менее, торги пока проходят на ПФТС. Иногда даже происходит активная торговля — взрывами, как, например, с Укрнафтой, когда узнают про дивиденды. Цена последней за пару дней выросла почти на 50%. Посмотрим, прореагирует ли Центрэнерго на очередную идею продать компанию поскорее, в апреле, что уже начинает напоминать кейс Криворожстали (если, конечно, продажа будет проведена).