О том, на какие отрасли стоит сделать ставку в ближайшие года, рассказал в своем посте на Facebook глава Совета НБУ Богдан Данилишин. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи.

Какие главные задачи экономического развития Украины? Обеспечение устойчивости роста экономики, увеличение темпов этого роста и изменение структуры за счет расширения несырьевой составляющей экономики.

О поиске «точек роста» украинской экономики говорят много. Однако акцент на точках роста для Украины не вполне правильный.

Такие экономики, как в Украине, не обладают достаточным набором характеристик развитой системы — у нас недостаточно емкий внутренний рынок, слабая инфраструктура, устаревшая производственная база, нет эффективной промышленной политики. Поэтому появление потенциала роста в одном из секторов вряд ли способно задеть смежные сектора и превратиться в локомотив роста всей экономики.

Для Украины характерна чрезмерная зависимость от внешних рынков. В условиях глобализации значение международных экономических связей важнее внутригосударственных. Это в СССР экономика существовала в виде анклава, а экономика Украины тесно интегрирована в мировую. Внешние шоки легко и быстро транслируются в экономику нашей страны, и это может подавлять точки роста.

С другой стороны, финансовая система, пусть и полностью оправилась от кризиса и перешла к прибыльной работе, на данный момент еще не демонстрирует готовности к полноценной кредитной поддержке экономики.

Внутренний потребительский и инвестиционный спрос стимулируют экономику

Чтобы импульсы роста, возникающие в каком-то отдельном секторе, могли проникнуть в смежные отрасли национальной экономики нужны механизмы управления процессами создания многоуровневых связей — драйверов.

Драйверы экономического роста — совокупность механизмов, которые улавливают спрос, катализируют импульсы, включают на соответствующем этапе различные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые) в русло движения, меняют экономическую ситуацию в стране.

Экономика Украины растет три года подряд. И все эти три года основным драйвером экономического роста является внутреннее потребление.

На первый взгляд, в этом можно усмотреть позитив — после кризисных 2013-2015 годов, компании начали реализовывать долгосрочные проекты, что обеспечило инвестиционный спрос, а население снова нарастило потребление, что повысило спрос потребительский. Но, как показывает практика, ситуация может быстро измениться.

В течение 2000-х годов рост экономики Украины был обусловлен преимущественно внешними факторами. Первый — низкие ставки ФРС привели к украинскому строительному и потребительскому буму, что осуществило существенный вклад в тогдашний экономический рост. Второй — бурные темпы роста в Китае и некоторых других странах Юго-Восточной Азии обеспечили высокий спрос и хорошие цены на продукцию украинской металлургической отрасли.

Теперь у нас сформировались новые драйверы роста — внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Прекращение действия драйверов, которые давали внешний импульс для роста украинской экономики в середине 2000-х годов, привело к остановке ее развития.

А что будет, если прекратят действовать нынешние драйвера роста экономики Украины? Такое вполне возможно — рост потребительского спроса носит восстановительный характер (после падения в 2013-2015 годах) и не факт, что он продлится долго.

А если предприятия почувствуют стагнацию потребительского спроса, то прекратят наращивать производственные мощности, что повлечет за собой снижение инвестиционного спроса. Кстати, строительство, похоже, теряет статус драйвера роста экономики — в Киеве, где самый большой рынок недвижимости, объем построенного за январь-сентябрь 2018 года жилья был на 41% меньше, чем в 2017 году.

Ставка на логистику и аграрный сектор

Что делать? Искать новые драйверы роста. В тактическом плане ними могут быть аграрный сектор и развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Аграрный сектор может быть драйвером потому, что спрос на украинскую сельхозпродукцию есть и будет высоким как минимум в среднесрочной перспективе. Глупо не использовать такую ​​возможность.

При этом аграрный сектор как драйвер должен направить импульсы развития украинского сельхозмашиностроения, пищевой промышленности, которая должна наращивать производство продукции с высокой долей добавленной стоимости (нам удалось превратиться из экспортера семян подсолнечника в игрока №1 мирового рынка подсолнечного масла и этот пример нужно масштабировать), сектора производства минеральных удобрений.

Транспортно-логистическая инфраструктура может стать драйвером по нескольким причинам. Во-первых, потому что Украина находится в числе стран с одним из самых высоких уровней логистических затрат. Так, в Украине 18% логистических затрат по доставке пшеницы с поля в порты, а во Франции и Германии этот показатель составляет 8%, в США — 6%. Проблему необходимо решать, в том числе и для повышения отдачи от сельского хозяйства.

Во-вторых, «азовский кризис» показал — нужны хорошо развитые запасные варианты портов на Азовском море. Иначе, могут быть проблемы с экспортом металлов и зерновых.

В-третьих, хочется верить, что рано или поздно отношения с Россией прекратят ухудшаться и стабилизируются — тогда развитая транспортная инфраструктура будет способна превратить географические особенности Украины в ее конкурентное преимущество.

В-четвертых, активное развитие транспортно-логистической инфраструктуры обязательно даст импульс повышению объемов производства в черной металлургии, энергетике, промышленности, строительных материалах.

Важно, что в результате задействования этих драйверов роста экономики мы сможем поддержать действие драйверов нынешних, поскольку инвестиционный и потребительский спрос смогут получить мощный новый импульс.