Консалтинговая компания Knight Frank ежегодно публикует отчет, в котором исследует прибыльность вложений в предметы роскоши для людей с состоянием от $30 млн. Аналитики компании рассчитывают динамику индекса инвестиций в предметы роскоши (KFLII) для 10 категорий активов, среди которых классические автомобили, эксклюзивные алкогольные напитки, предметы искусства, коллекционные марки и монеты.
Если посмотреть на результаты исследований за 10 лет (таблица ниже), элитные часы теряют статус одного из самых выгодных вложений. Удивительно, но наибольший рост прибыльности по итогам десятилетия показывает категория виски +582%. Кстати, самый высокий рост инвестиционной привлекательности за истекший год тоже у этого напитка +40%.
Хорошие показатели роста в 2018 году демонстрируют такие категории как коллекционные монеты +12%, вино и произведения искусства — +9% каждый. А вот ювелирные изделия за последний год несколько снизили свою инвестпривлекательность.
Топ-10 продаж 2018 года по категориям
Предметы искусства: картина «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» известного английского художника Дэвида Хокни. За картину, написанную в 1972 году, анонимный покупатель отдал на торгах Christie's $90,3 млн. Это рекордная стоимость для работы, проданной при жизни ее создателя.
Виски: бутылка The Macallan 1926 года, расписанная вручную ирландским художником Майклом Диллоном. Была продана на аукционе Christies за $1,5 млн и стала самой дорогой бутылкой виски в истории. Виски Macallan 1926 было разлито по бутылкам в 1986 году, после 60 лет созревания в бочке. Изначально насчитывалось 40 таких бутылок, сейчас остались единичные экземпляры, что и объясняет такую высокую стоимость.
Драгоценности: жемчужная подвеска Марии Антуанетты, королевы Франции. Подвеска была продана на аукционе Sotheby’s за $36 млн. Бриллиантовая подвеска с крупной каплевидной жемчужиной стала самым дорогим в истории аукциона украшением из жемчуга.
Часы: Rolex Daytona «Unicorn» производства 1970 года. Уникальная модель часов Rolex была выполнена из белого золота в единственном экземпляре. На торгах компании Phillips и Bacs & Russo выручили за них $5,9 млн. Полученные за лот деньги были направлены в благотворительный детский фонд.
Классические автомобили: Ferrari 250 GTO 1962 года выпуска. 56-летний спорткар был продан на Sotheby’s за $48,4 млн и стал самым дорогим авто из когда-либо реализованных через аукцион. Автомобиль не отличился особыми спортивными достижениями, помимо двух побед в гонке Targa Florio на Сицилии, однако сохранился практически в первозданном виде. Только кузов был заменен в 1964 году на более аэродинамичный, что лишь повысило ценность авто.
Вино. Бутылка Romanée-Conti урожая 1945 года. Финальная цена торгов – $558 тыс. — и это рекордная стоимость бутылки вина. Ее ценность обусловлена лимитированным предложением: 600 бутылок вина были изготовлены в 1945 году из винограда сорта пино-нуар, и сразу после этого старый виноградник был уничтожен.
Марки: почтовая марка Jenny Invert 24 cent, выпущенная в 1918 году. Была продана за впечатляющие $1,6 млн. Это самая известная в мире марка, которую называют «перевернутая Jenny». Своей популярностью она обязана типографской ошибке. В то время массово выпускались марки с изображением первого самолета, который перевозил авиапочту — The Curtiss Jenny. Но в одной партии изображение получилось перевернутым: таких марок в мире – всего 100 штук, и продажа каждой из них становится большим событием. Предыдущая марка была продана в 2005 году за $600 тыс.
Монеты: золотая польская монета номиналом 100 дукатов 1621 года выпуска. Самая дорогая польская монета была продана за $2,2 млн.
Цветные бриллианты: очень редкий розовый бриллиант массой почти 19 каратов. Был продан на Christie’s за $50 млн через 5 минут после начала торгов. Это самая высокая цена за розовый бриллиант в пересчете на карат — $2.6 млн. Ранее бриллиант назывался The Pink Legacy («Розовое наследие») и принадлежал семье Оппенгеймеров, в свое время владевших алмазодобывающей корпорацией De Beers. После покупки новый владелец – американский ювелирный дом Harry Winston, добавил к названию свой бренд. «Розовое наследие» превратилось в «Розовое наследие Уинстона».
Мебель: комод Chippendale, изготовленный в 1766 году. Инкрустирован слоновой костью. Ранее уже был продан в 1991 году за £935 000 – рекордная цена за предмет мебели, произведенный в Англии. Для торгов 2018 года комод был предложен без ценной инкрустации. Ожидаемый потолок торгов – £5 млн, но такой цены никто не дал. Впрочем, это все равно дало основание внести комод в рейтинг.
Динамика цен и прогнозы
Классические автомобили
- Топ-индекс для ретро-автомобилей HAGI в 2018 году вырос почти на 2,5%. Динамика цен отслеживается для 50 моделей 19 брендов.
- Основным событием года стала продажа двух Ferrari 250 GTO выпуска 1960-х годов: за $48 млн (рекорд аукциона) и за $70 млн (в частном порядке).
- Опрос членов HAGI показал, что более 70% недавних сделок были согласованы между «друзьями».
Вино
- В 2018 году продолжился бурный рост цен на бургундские вина. Значительнее всего выросли цены на элитные сорта (Grands Crus), а в целом индекс бургундских вин увеличился на 33%.
- В долгосрочной перспективе коллекционеры продолжат инвестировать в производителей из Бургундии и Пьемонта, чьи виноградники расположены в наиболее благоприятных для виноделия регионах.
Виски
- 2018 год стал трансформационным для раритетного односолодового шотландского виски. Новый мировой рекорд в 700 000 фунтов стерлингов за бутылку был установлен в октябре, но уже через месяц был побит своим «собратом» — виски того же производителя (The Macallan) и того же года дистилляции – 1926, проданное за £1 млн.
- В 2019 году будет наблюдаться рост цены на виски определенных марок и, в то же время, будет повышаться интерес к более доступным напиткам производителей второго эшелона. Индекс 100 самых востребованных сортов шотландского виски Knight Frank (KFRW100) за 2018 год вырос почти на 40%.
Цветные бриллианты
-
2018 год был довольно позитивным для цветных или, как их еще называют, фантазийных бриллиантов. Цены на все цвета и размеры демонстрировали стабильность, а в среднем даже немного выросли. И это несмотря на экономический спад в Китае, который привел к снижению количества розничных операций с бриллиантами фантазийных цветов.
-
Голубые бриллианты в 2018 году были в фаворе. Между тем, камни желтого цвета немного потеряли в цене, а розовые остались на том же уровне.
Светлана Волкова