Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса рассказал в своей колонке на «НВ» о ситуации на фондовых рынках и почему, несмотря на рост цены на руду, инвесторы не торопятся покупать акции Ferrexpo. «Минфин» публикует сокращенный вариант колонки.
На мировых рынках случилась скучная короткая неделя. Индекс S&P500 откроется в пятницу на уровне в 2774 пунктов. Возможно, это затишье перед бурей, ведь на следующей неделе намечена презентация отчета Мюллера, что должно разогнать скуку.
Веселее на развивающихся рынках, куда продолжают поступать новые деньги. После блистательного дебюта Узбекистана на арену вышел Египет, — еще одна страна с надежным диктатором во главе. Спрос на бумаги Египта в 5 раз превысил предложение, а сами еврооблигации Египта (длиной в 30 лет) выпускались с доходностью ниже, чем показывал вторичный рынок. Покупатели забыли о премии за первичное размещение, толкаясь локтями за право приткнуть свои бесхозные деньги хоть куда-то.
Украинский рынок, придавленный нашими выборами, очень хочет расти вместе с другими ребятами, но не может. На этой неделе поводом для покупок и роста цен стала фотография из инстаграма Зеленского, на которой были изображены два уважаемых рынком политика и реформатора. Инвесторы обрадовались, ведь это дает надежду, что в случае победы Зеленский не пошлет МВФ туда, куда посылает герой его сериала, а будет выполнять программу. В общем, Украина продолжает радовать своей нестандартностью и удивлять даже видавших виды спекулянтов. Так или иначе, украинские суверенные бумаги прибавили пару пунктов, и теперь средняя доходность по кривой составляет 9,3%.
Минфину удалось оформить второй транш займа, частично гарантированного Мировым банком, на $630 млн. Мелочь, а приятно. Тем более, похоже, что на внутреннем рынке запал спроса иссяк. Иностранцы прокатились на укреплении гривны и теперь взяли паузу в покупках гривневых ОВГЗ, — то ли ожидая результатов выборов, то ли запуска Clearstream, который должен значительно упростить заход на внутренний рынок. На этой неделе на первичном аукционе Минфина ставки по гривневым бумагам остались неизменными, равно как и очень умеренный спрос. Основу размещения вторую неделю подряд составляют крайне короткие валютные бумаги.
На этом фоне удивляет гривна, которая даже без поддержки нерезидентов вернулась к уровню в 27,0 гривен за доллар, демонстрируя чудеса уверенности в себе, хотя до посевной, вроде бы, еще далеко. Может и эффект выборов, а именно попытки купить больше голосов, чем твой конкурент, начинает немного влиять на курс. Хотя циничные банкиры кивают в сторону аграриев, которые решили подготовится загодя. Тем более, похоже, погода располагает к ранней посевной.
А еще погода располагает к снижению стоимости газа на европейских биржах. Тепло по всей Европе и теперь цена на торговых площадках уже не сильно отличается от цены, по которой правительство заставляет Нафтогаз снабжать население. Еще немного, и в мае можно будет убеждать МВФ, что поднимать цену вообще не обязательно. Это будет сложно, но можно. В отличие от попыток убедить кого-то в мире в том, что цену еще и в 2 раза можно снизить.
Одновременно с этим, сырьевые рынки радуют ценами руды, которая вылезла на уровень выше 83 долларов на фоне разнообразных катастроф по всему миру. Лучшей комбинации для украинского торгового баланса сложно было бы и придумать, и если на текущий курс гривны эти котировки еще не оказывают влияния, то на будущее национальной валюты опять заставляют смотреть с оптимизмом.
Можно было бы ожидать ралли в акциях Ferrexpo, торгуемых на Лондонской Бирже, но они продолжают скакать вверх и вниз будто теннисный мячик. Ведь даже на фоне сильной руды, когда, казалось бы, надо покупать и не думать, инвесторы вдруг узнают, что компания занялась благотворительностью. И пусть цена вопроса невелика, меньше $10 млн, и в в Британии мало кого волнует, сколько гречки будет роздано где-то под Полтавой, тут на арену выходит вопрос корпоративного управления: если однажды на выборы потратить $10 млн, то потом можно куда-то спионерить и $100 млн. В общем, бизнес по-украински. Развивающиеся рынки. Что же вы хотели.