Что планирует делать Нацбанк, чтобы избежать проблем, связанных с ростом закредитованности населения, рассказала член экспертной платформы НБУ Наталья Задерей.
Общий объем гривневых кредитов населению за 9 месяцев 2018 увеличился на 43% — до 131 млрд грн. Из них — на потребительские цели пришлось 85% всех кредитов физическим лицам в гривне.
Потребительское кредитование набирает обороты, даже несмотря на рост процентных ставок. Доходы населения растут, потребительские настроения улучшаются, а условия выдачи кредитов упрощаются. Украинцы имеют возможность быстро одолжить онлайн или в торговых точках и при этом ни первый взнос, ни справка о доходах не нужны.
Наибольшее количество кредитов предоставляется по платежным картам в пределах кредитных линий (овердрафт). Банки предпочитают иметь дело с клиентами, которые уже имеют их карточку, получают через них зарплату/пенсию или имеют у них депозит.
Потребительские кредиты предоставляет большинство действующих банков, при этом для некоторых из них этот продукт является основой бизнес-модели. Номер один по объемам — государственный ПриватБанк. Больше всего новых кредитов выдали государственные банки и банки с частным украинским капиталом.
Риски для финучреждений и населения минимальны. Пока что
Чистые банковские кредиты физическим лицам имеют небольшое значение в украинской экономике — лишь 3,5% от ВВП. Долговая нагрузка населения Украины остается одной из самых низких в Европе, однако при сохранении темпов её роста за несколько лет определенные группы домохозяйств могут оказаться чрезмерно закредитованными.
В 2016-2017 годах компания GfK Ukraine по заказу Всемирного банка проводила исследования рисков несостоятельности погасить кредит и чрезмерной закредитованности. В категорию «незащищенные» уже тогда попало 74% от 2410 респондентов.
Росту рисков будет способствовать и развитие небанковского кредитования. Прослойка социально уязвимого населения не соответствует требованиям банков из-за отсутствия стабильных доходов и/или плохой кредитной истории.
Но они могут получить заем в финансовых компаниях по выдаче быстрых микрокредитов. Такие займы дороже, что ухудшает финансовое положение и так ненадежных заемщиков. Если в банках ставки по потребительским кредитам составляют 30-140% годовых, то в финансовых компаниях могут превышать 600%.
В первом полугодии 2018 года небанковские учреждения выдали кредитов на сумму в 20,8 млрд. грн, что на 37% больше, чем за предыдущий год. Соотношение небанковских и банковских кредитов составило 1:2, но из-за того, что небанковские кредиты значительно короче, соотношение между задолженностью по ним и банковскими кредитами было только 1:20.
К тому же, небанковские финансовые учреждения обычно кредитуют на срок меньше месяца, а значит, такие кредиты не подпадают под действие Закона «О потребительском кредитовании», что означает меньшую защищенность прав заемщиков таких учреждений.
Рост банковского и небанковского потребительского кредитования пока почти не влияет на потребительскую инфляцию и текущий счет платежного баланса. Чистый прирост портфеля потребительских кредитов во II квартале 2018-го составил всего 1,3% от потребительских расходов, а совокупная долговая нагрузка домохозяйств составляет 9,1% от годового располагаемого дохода, что является очень низким по сравнению с другими странами.
Таким образом со всех сторон сегмент потребительского кредитования выглядит едва ли не идеальным и привлекает все больше игроков. В чем же подвох?
Первый риск лежит на поверхности — рост конкуренции между банками может привести к ослаблению стандартов выдачи кредитов. Кредитный реестр НБУ не поможет лучше оценивать заемщиков, ведь туда не будут попадать кредиты на текущие потребности, средний размер которых меньше 10 тыс. грн. Уже и сейчас подходы к оценке заявителей различаются — одни банки ориентируются на держателей зарплатных/пенсионных карт, другие готовы иметь дело с менее надежными клиентами.
В рамках исследования USAID, проведенного в 2017 году, тайные покупатели выяснили, что в 4% случаях визитов в банки и 43% посещений финансовых учреждений оценка кредитоспособности вообще не требовалась.
С точки зрения ликвидности и прибыльности потребительское кредитование является привлекательным для банков, ведь является высокодоходным и не требует длинных ресурсов. Но вопрос в уровне кредитного риска. Доля неработающих гривневых кредитов на потребительские цели составляла 23% по состоянию на 1 ноября 2018 года и была ниже, чем по ипотечным кредитам (36%), однако выше, чем по автокредитам (17%).
Второй риск кроется в связи банков и финансовых компаний по выдаче микрокредитов. Ведь одним из источников их наполнения являются кредиты тех же банков. Сегодня объем такого кредитования является незначительным, однако эту взаимосвязь нельзя игнорировать.
Третий риск — макроэкономический. Средства потребительского кредитования направляются на приобретение импортных товаров, увеличивая дефицит счета текущих операций.
Так произошло в Турции, где в 2011-2013 годах стремительно росло розничное кредитование. В результате долговая нагрузка населения страны выросла с 4% в 2002 году до 55% годового располагаемого дохода в 2013-м. Местные регуляторы были вынуждены ограничить потребительское кредитование и, среди прочего, запретили оплачивать приобретение горючего, драгоценных металлов, мобильных телефонов и ресторанных услуг с помощью кредитных карт.
Отечественные ожидания и опасения
Украина пока отстает от соседей по уровню долговой нагрузки, хотя и опережает их по уровню неработающих розничных кредитов. Результаты опроса банков, свидетельствуют, что они редко должным образом оценивают долговую нагрузку даже крупных должников, и часто формально оценивают мелких заемщиков, а значит, не формируют достаточного запаса прочности чтобы поглотить возможные убытки в случае кризиса.
Без реформы регуляторов («сплит») возможности центрального банка затормозить потребительское кредитование ограничены. Введение ограничения только для банков приведет к тому, что клиенты станут занимать в слабо регулируемом небанковском секторе.
Национальный банк будет и в дальнейшем анализировать портфель потребительских кредитов, а также в случае необходимости может пересмотреть минимальные значения регуляторных параметров «вероятность дефолта» и «потери в случае дефолта», используемых для оценки размера кредитного риска.