О том, почему трудовая миграция улучшает статистику по безработице, но не работает на экономику страны, рассказал член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
Выезд на работу за рубеж уменьшает часть работоспособного населения Украины. Действительно, если бы граждане работали на местный бизнес, они могли бы сделать больший вклад в ВВП, однако сами зарабатывали бы меньше. Не любят тему трудовой миграции и фискальные органы и органы социального обеспечения, поскольку трудовые мигранты платят налоги в той стране, где работают, а не в Украине.
Однако я предлагаю посмотреть на аномально высокий уровень занятости украинцев за рубежом с другой стороны. Какая альтернатива заробитчанству для украинцев: пополнить ряды безработных или пойти на низкие зарплаты и вечно вакантные места в бюджетный сектор?
За 2014-2015 годы Украина по разным оценкам потеряла приблизительно четверть экономики. Если в 2014 году на одного украинца приходилось 4040 долларов США номинального ВВП, то в 2016 году — только 2186 долларов США.
Поэтому безвиз для украинцев пришелся весьма кстати: чем бедствовать или бездельничать в Украине, экономически активному населению дали возможность заработать за рубежом.
Это сразу же отразилось в статистике по безработице. Так, по итогам первого квартала 2018 года безработица составила 9,7%, по итогам первого полугодия — 8,9%, а по итогам 9 месяцев 2018 года — уже 8,6%. Экономика росла, кто-то находил работу, а кто-то уезжал за рубеж.
Безвиз позволил Украине избежать тяжелых социально-экономических последствий при катастрофическом падении масштабов экономики и экономической активности в 2014-2015 гг. Однако у такой «отдушины» могут быть свои коварные последствия.
Эмигранты продолжают пересылать в Украину часть своих заработков, пока тут находятся их семьи, или же если они работают за рубежом вахтовым методом. Как только уровень доходов или получение официального статуса позволят заробитчанам перевезти свою семью поближе к месту работы, денежный поток в нашу страну начнет иссякать.
И причин для беспокойства здесь немало. Например, Венгрия, Румыния и Болгария довольно активно раздают гражданство по национальному признаку, в Польше, Чехии и странах Прибалтики не так уж и сложно получить официальный вид на жительство. Так что эффект социальной подушки может продлиться еще пять-семь лет, после чего денежные потоки от экономически активных граждан, работающих за пределами Украины, пойдут на спад.
Сравнительно высокий уровень оплаты труда в ЕС манит туда украинцев. В сравнении с Польшей, Венгрией или Чехией ни одна из стран СНГ не в состоянии предложить Украинцам более высокий уровень оплаты труда.
К примеру, сегодня профессор в государственном польском ВУЗе получает оклад в сумме около 2000 евро в месяц (более 60 000 грн), оклад же профессора государственного ВУЗа в Украине составляет примерно 300-400 евро. Но вопрос не только в разнице окладов, но еще и в размере учебной нагрузки. Польского профессора нагружают окладом примерно за 300 часов в год, в Украине профессору нужно отработать вдвое больше — 600 часов. В итоге мы получаем разницу по оплате между Польшей и Украиной примерно в 10 раз.
Если проанализировать разницу в оплате труда в Польше и в Украине в разрезе наиболее популярных специальностей, то наименьшей такая разница будет в профессиях, которые не требуют большой квалификации. А вот наибольшая разница в оплате труда будет наблюдаться там, где требуются специальные знания, навыки и (или) длительное обучение.
Поэтому, с одной стороны хорошо, то что на рынке труда Украины стало меньше каменщиков, кафельщиков, сварщиков, плотников или водителей. Государство дало этим людям возможность заработать за рубежом, и когда наша экономика будет готова, эти люди смогут вернуться.
Однако настоящая трагедия, когда из страны происходит «эмиграция мозгов». Задумывался ли когда-либо читатель, сколько стоит подготовка авиационного эксперта с военным уклоном, профессора со специализацией на социально-общественных науках, врача хирурга или фармацевта? Эти затраты объективно несопоставимы со стоимостью подготовки специалистов рабочих специальностей.
Экспертная среда сейчас активно обсуждает концепцию «сглаживания зарплат». Действительно, миграция неквалифицированных кадров в Польшу привела к тому, что в 2017-2018 гг. даже официальные средние з/п подтянулись к болгарским и польским, и росли довольно приличными темпами. Скажем, если рабочий на стройке в Кракове получает 20-25 тыс. грн. в месяц, а такой же парень в Харькове около 15 тыс. грн, то особенного смысла ехать за злотым в Краков нет.
Миграция также имеет свою цену. Заробитчанину нужно где-то жить, у него повышенные транспортные расходы, его расходы на питание могут быть больше, чем в Украине и т.д. В конце концов, расставание с семьей — также немаловажный фактор.
Новую волну миграции рабсилы из Украины может сейчас открыть только Германия, где зарплаты примерно в 2 раза больше польских, но и языковой барьер там выше. А вот по квалифицированным кадрам, к сожалению, «сглаживание зарплат» пока не работает и «мозги» медленно, но уверенно продолжают утекать из Украины, хотя официальная статистика этого и не показывает.
В ближайшие 3-4 года Украина достигнет своего потолка выгод от трудовых мигрантов. Во-первых, через 5-7 лет нынешние трудовые мигранты из Украины могут стать гражданами этих стран и утратят необходимость осуществлять переводы в Украину.
Во-вторых, экономики наших стран-соседей из ЕС не могут расти вечно. МВФ уже снизил прогноз роста экономики ЕС на 2019 год с 1,8% до 1,6%. Более того, наши ближайшие соседи по Евросоюзу в Восточной Европе зависимы от субсидий из бюджета ЕС, а это значит, что рост их экономик в некоторой степени зависит от отношений их национальных правительств с Брюсселем.
Кроме «потолка выгод» есть еще два чувствительных момента для правительства. Обложить налогом доходы заробитчан в Украине будет очень сложно. Почти со всеми странами-соседями у Украины уже есть соглашение об избежании двойного налогообложения, а поскольку ставки в той же Польше не ниже украинских, то отечественный бюджет не сможет получить никакой выгоды от денег мигрантов.
Другое дело — изменение системы социальной защиты. Украина, как оказалось, еще живет понятиями эпохи «развитого социализма». В стране могут претендовать на социальные выплаты люди, и дня не платившие взносы в Пенсионный фонд (например).
Скорее всего, уже после выборов 2019 года мы увидим попытку властей реформировать систему социального обеспечения, более строго увязав объемы будущих выплат с объемами уплаченных взносов. Такой подход значительно разгрузит ПФУ и Соцстрах, но и, вероятно, не понравится избирателям.
В сухом остатке, я не считаю, что заробитчане — это постыдное явление для Украины. Выезд граждан на заработки на законных основаниях и финансовые потоки от них в Украину — это не благо, но альтернатива авральной безработице и социальной напряженности. Другое дело, что долго так продолжаться не может, и у Украины есть 5-7 лет, чтобы занять трудоспособное население внутри страны. 20-25 тыс. грн для разнорабочего в Польше и 50-60 тыс. грн в Германии — это, к сожалению, не предел конкурентных зарплат со стороны стран ЕС. Квалифицированной рабочей силе предлагают и будут предлагать больше.
И если зарплаты для неквалифицированных работников еще можно выровнять, то «утечка мозгов» является для Украины вызовом ближайшего десятилетия.