Почему выборы никак не связаны с укреплением гривны и когда курс снова упадет, написал в Facebook специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.
Курс гривны падает – зрада. К этому мы привыкли. Но сейчас новая зрада – курс гривны растет. И есть уже тысяча и одна теория заговора, почему это происходит.
Гривна укрепляется. С локального пика, когда курс достигал 28,3-28,4, национальная валюта укрепилась почти на 1,5 гривны и уже торгуется по 27,0. И люди, которые обычно привыкли обвинять Национальный Банк в девальвации, теперь придумывают по какой же причине курс растет. Но правда в том, что нет никаких теорий заговора, ни тогда, когда гривна растет, ни тогда когда она падает. Это все экономика.
Гривна укрепляется сейчас, и виноваты выборы. Это популярный тезис. Беда в том, что год назад выборов не было, а гривна укреплялась точно также. Точно в те же даты. И, начав с отметки 28,8 во второй декаде января, гривна в итоге опустилась ниже отметки в 26,0. Это было год назад. И сегодня происходят те же самые процессы. С коррекцией на рекордный урожай прошлого года, который оборачивается рекордными поступлениями валюты.
Гривна — валюта сезонная. И пока у нас не будет развитого финансового рынка, способного эту сезонность сгладить, она будет оставаться таковой. А сезонность гривны такова, что к концу года, к январю-декабрю гривна падает. Много денег в системе, потому что правительство много тратит именно в этот период. Но эффект этих денег локален и после наступает пора уже сезонного укрепления гривны. И к традиционному началу весны, когда аграрии доставали свои сумки с кешевыми долларами и шли готовится к посевной, добавился фактор захода иностранцев на наш рынок. Высокие ставки по ОВГЗ (государственные облигации) сами по себе выглядят привлекательно. Более того, такой уровень — редкость для мира. А тут еще и возможность прокатиться на сезонном укреплении гривны. И вот два года подряд иностранные инвесторы заходят на сотни миллионов долларов в украинские государственные облигации в конце января-начале февраля. Это случилось и в этом году.
В итоге – гривна укрепляется. Причем практически такими же темпами, как делала это в прошлом году. Можно искать кошку в черном комнате, говорить о мифических миллиардах на выборы или будущей монетезации субсидии (как это влияет вообще представить трудно), но факт остается фактом. Работают стандартные экономические законы и сезонность.
Как она будет работать дальше? Если не случится форс-мажоров, связанных с выборами или с глобальными мировыми процессами, укрепление гривны будет идти до мая-июня. А уже с июля сезонность начнет играть в обратную сторону. Тут и нерезиденты будут фиксировать прибыль. И импортеры поспешат заключить контракты, как они делают каждый год. И мы увидим ослабление гривны. В 2018 году, по итогам года, гривна укрепилась на 1%. И несмотря на все сезонные качели остается стабильной. То же самое ждет нас и в этом году. Если не будет форс-мажоров. И если сохранится сотрудничество с МВФ. Так работает движение капитала. Без зрады и перемоги. Если, конечно, не выдумывать десятки теорий заговора.