Главный менеджер по макроэкономическому анализу казначейства Райффайзен Банка Аваль Михаил Ребрик приводит аргументы, почему сейчас не время снижать учетную ставку.

В последние годы учетная ставка Национального банка в Украине стала действенным инструментом регулирования монетарной сферы. Ее изменения через ставки по основным операциям по предоставлению и изъятию ликвидности с незначительным временным лагом транслируются на стоимость финансовых ресурсов и активов. Так, изменения учетной ставки в течение 2019 г уже на следующий день отображались на стоимости ресурсов на межбанковском рынке на 0,3-0,9 п.п. — в зависимости от шага корректировки. В целом же повышение ключевой ставки с 14,5 до 18% привело к росту Украинского индекса межбанковских ставок на 3,9 п.п. с 13,2% до 17,1%.

Далее это изменение транслируется на динамику кредитных и депозитных ставок банков и стоимость правительственных заимствований. Так с начала 2018г. стоимость кредитов для физлиц в национальной валюте возросла на 3,9 п.п., а для предприятий и организаций – на 6,6 п.п. При этом доходность депозитов корпоративных клиентов в национальной валюте увеличилась на 5,9%, тогда как Украинский индекс ставок по гривневым депозитам физлиц в зависимости от срока размещения вклада добавил 1,3-1,8 п.п. Средневзвешенная доходность по гривневым облигациям внутреннего государственного займа выросла с 16 до 20%.

Таким образом, повышение учетной ставки НБУ отражается на удорожании финансовых ресурсов для правительства, предприятий и домохозяйств, на их ожиданиях и инвестиционных решениях. В связи с этим, все больше внимания привлекают решения НБУ по вопросам изменения ключевой ставки, ближайшее из которых будет вынесено 31 января. В этот раз мы ожидаем, что решение членов комитета по монетарной политике и Правления НБУ будет сопровождаться оживленной дискуссией в силу наличия многочисленных противоречивых аргументов в пользу как снижения учетной ставки, так и сохранения ее на текущем уровне.

Среди ключевых аргументов в пользу незначительного снижения ставки (на 0,5-1п.п.), на наш взгляд, можно выделить такие:

1. В последнее время наметились первые признаки смены тренда на дезинфляционного: индекс потребительских цен в 2018г. снизился с 13,7% до 9,8%, побив 5-летний рекорд. Улучшились и инфляционные ожидания населения (11,9% в декабре 2018г. против 14,9% в сентябре). Это позволило представителям Правления НБУ (Якову Смолию и Дмитрию Сологубу) достаточно недвусмысленно сигнализировать, что «…на сегодня есть тенденция, и все основания пересмотреть и ослабить нашу монетарную политику» и что тренд повышения учетной ставки, который наблюдался в предыдущие годы «…достиг пика и сменится на понижательный».

2. Текущие монетарные условия являются достаточно жесткими, номинально ставки почти в 2 раза превышают уровень инфляции. Как свидетельствуют результаты оценки деловых ожиданий предприятий Украины (проводится НБУ), чрезмерно высокие ставки остаются основным препятствием при принятии решений о привлечении кредитов (67,3% респондентов в 4 кв. 2018 г). При этом, по нашим оценкам, предприятия и организации в значительной мере исчерпали резервы собственных ресурсов для капитального инвестирования, а потребность в заемных средствах растет третий квартал подряд. Это дает основания для прогнозирования постепенного охлаждения инвестиционного спроса и, соответственно, сдерживания роста ВВП, что отображается в ухудшении прогнозов роста экономики Украины в 2019г.

Прогнозы реального роста ВВП Украины

Источник

2018

2019

2020

Райффайзен Банк Аваль

3,2

2,7

3,1

Национальный банк Украины

3,4

2,5

2,9

Консенсус прогноз-аналитиков

НБУ

3,3

2,7

3,1

Минэкономразвития

3,1

2,9

3,1

Bloomberg

3,2

3,0

3,0

МВФ

3,3

2,7

3,0

Всемирный банк

3,3

2,9

3,4

J.P.Morgan

3,5

3,5

3,0

Среднее значение

3,3

2,9

3,1

3. Возобновление кредитования определено как одна из ключевых задач НБУ в соответствии со Стратегией и Программой действий на 2019 г. Снижение учетной ставки можно рассматривать как один из инструментов достижения поставленной задачи.

4. Монетарная база и денежная масса (+5,6% г/г в декабре 2018 г.) растут темпами меньшими, чем рост номинального ВВП (ожидается порядка 20% г/г). Денежный мультипликатор снизился до 2,93 в декабре (3,03 годом ранее). Макроэкономический прогноз НБУ содержит еще более сдержанное увеличение денежной базы и денежной массы в 2019 г. (+6,2% и 8,7% соответственно). В то же время номинальный рост ВВП прогнозируется на уровне 11,1% при относительно постоянной скорости денежного обращения. В результате происходит наращивание объема наличной гривны вне банков (+10,5% г/г в 2018 г.) для совершения расчетов. Снижение учетной ставки будет способствовать насыщению транзакционного спроса на деньги со стороны населения и организаций, возросшему вследствие роста экономики.

Ряд аргументов, которые свидетельствуют о преждевременности перехода к пониженной учетной ставке:

1. Несмотря на ощутимое снижение, инфляция (9,8%) все еще остается значительно выше целевого диапазона НБУ (5% ± 1пп), а ее возврат в указанный диапазоне самим же НБУ ожидается только в 1 кв. 2020 г.

2. В стратегии монетарной политики НБУ указывается, что одним из главных критериев успешности монетарной политики является «заякоренность» инфляционных ожиданий на уровне инфляционного таргета. Ожидания на уровне 11,9% также остаются существенно выше таргета.

3. Несколько преждевременно констатировать устойчивость наметившегося дезинфляционного тренда вследствие сохранения существенного фундаментального давления со стороны потребительского спроса. Так, ощутимому снижению инфляции в конце прошлого года (на ряду с жесткой и независимой монетарной политикой НБУ) способствовал ряд ситуативных факторов – снижение мировых цен на нефть, рекордный урожай зерновых (через канал валютного курса).

В то же время, на наш взгляд, фундаментальное давление со стороны факторов инфляции спроса остается повышенным вследствие:

  • значительного роста зарплат как в номинальном (+20,5% г/г в декабре 2018 г.), так и в реальном (+9,7% г/г) выражениях;
  • роста минимальной з/п с текущих 3723 до 4173 грн. с 01.01.2019 и актуализации пенсий и социальных трансфертов (бюджетом на 2019 г. предусмотрен рост расходов на социальную защиту и социальное обеспечение население на 32,1% г/г (+48,5 млрд грн); 
  • усиления дефицита кадров как в результате развития экономики Украины, так и существенного оттока трудовых мигрантов (уровень безработицы в Украине в 3кв18 впервые с 2013г. снизился до 8%);
  • значительных перечислений от трудовых мигрантов ($8,2 млрд или +11% г/г в 1-3 кв. 18);
  • позитивных потребительских настроений (Индекс потребительских настроений (Gfk);
  • динамичного роста потребительского кредитования (+34% г/г в ноябре 2018 г.).

Отметим, что Меморандумом про экономическую и финансовую политику Украины с МВФ закреплено дальнейшее повышение цены на газ на+15% с мая 2019 г. и +25% с января 2020 г.

4. Политика «дорогой гривны» оказывает благоприятное воздействие на укрепление обменного курса гривны, который, в свою очередь является одним из ключевых факторов ценовой динамики.

5. Сохранение высокой ключевой ставки должно сохранить наметившийся лишь в последнее время тренд роста ставок по депозитам физлиц, что должно послужить наращиванию склонности к сбережениям и несколько охладить потребительский спрос. Это благоприятно скажется на инфляции.

6. Снижение ставки может снизить приток депозитов в банковскую систему, что потенциально неблагоприятно скажется на формировании ресурсной базы для расширения кредитования экономики.

Выгодные вклады с программой «Бонус к депозитам»  

7. Высокий уровень реальных процентных ставок помогает поддерживать интерес нерезидентов к гривневым инструментам на фоне снижения интереса инвесторов к активам развивающихся стран. Приток инвестиций в валюте должен также обеспечить укрепление курса гривны.

8. Снижение ставки может привести к снижению ставок по потребительским кредитам, которые подогревают спрос населения и служат одним из проинфляционных факторов.

9. Несмотря на высокие ставки по кредитам, ограниченный доступ к банковским кредитам по-прежнему не рассматривается предприятиями как существенное ограничение для наращивания объемов производства. Об этом свидетельствуют результаты опроса деловых ожиданий предприятий от НБУ за 4 кв. 2018г. Спрос на кредиты остается высоким: часть респондентов, которые планируют брать кредиты составила 37,6% против 36,6% в 3 кв. 2018 года. На рост портфеля корпоративных кредитов рассчитывает 75% банков, опрошенных НБУ, 52% отмечает рост спроса корпораций на кредиты в 3 кв. 2018г.

10. Ситуация с запасами банковской ликвидности сезонно нормализовалась (57,9 млрд грн на корсчетах + 66,8 млрд грн инвестиций в депозитные сертификаты НБУ по состоянию на 28.01.2019), а новый дизайн монетарной политики позволит более эффективно удовлетворять потребности банков в краткосрочной ликвидности, что смягчит влияние ликвидной позиции на банковское кредитование и экономический рост. Это уменьшает необходимость снижения ключевой ставки.

11. Снижение ставки может оказаться преждевременным с учетом высокой неопределенности результатов предстоящих «двойных выборов».

12. Снижение ключевой ставки в условиях высоких инфляционных ожиданий, но в преддверии выборов может быть воспринято как популистское и обусловленное политическими факторами решение, отбрасывающее тень сомнения на независимость центрального банка и его приверженность политике инфляционного таргетирования.

13. Новый дизайн монетарной политики фактически разблокировал канал гривневой эмиссии для финансирования дефицита бюджета: деньги, полученные в виде рефинанса могут направляться на покупку ОВГЗ. На рациональность и умеренность аппетита правительства в год выборов уповать рискованно, минимальная з/п растет, пенсии нужно актуализировать… Дороговизна ресурса выступает сдерживающим фактором, но снижение учетной ставки удешевит ресурс, а значит повысит привлекательность подобных заимствований для правительства. Последствия неподкрепленной эмиссии вряд ли согласуются с целью снижения инфляции.

Таким образом, на наш взгляд, снижение учетной ставки может оказаться преждевременным в условиях высокого фундаментального давления проинфляционных факторов и неопределенности, связанной с предстоящими выборами. Напротив, нам кажется целесообразным сохранение учетной ставки на текущем уровне, который обеспечивает хрупкий баланс между целями НБУ по обеспечению ценовой стабильности и сохранению импульса экономического роста, что начинает давать свои позитивные плоды в виде макроэкономической стабилизации. Мы верим, что устойчивое экономическое развитие может быть основано только на фундаменте ценовой и финансовой стабильности в долгосрочном периоде.