В ноябре регистрации новых авто снизились, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 4% - до 7,3 тыс. шт. Зато автомобили с пробегом продемонстрировали очередной рекорд — их поставили на первичный учет 11, 5 тыс. шт., что на 84% больше, чем в ноябре 2017 года.
В итоге доля б/у авто в Украине постоянно растет, а вот в салоны наши водители не спешат. По мнению главы компании Autoconsulting Олега Омельницкого, по итогам нынешнего года продажи новых автомобилей в Украине вряд ли превысят 80 000 шт. Это значит, они останутся на прошлогоднем уровне. «На данный момент продано 72000 новых авто, что всего на 0,62% больше, чем годом ранее», — говорит Омельницкий.
Впрочем, уже в 2019 году дилеры рассчитывают выйти в плюс. Подстегнуть продажи должно два фактора — снижение цен на новые авто и массовые чистки рынка от старых иномарок, в частности, евроблях.
Салоны не по карману
Судя по структуре продаж новых авто, в салоны украинцы идут, в основном, за недорогими иномарками. Так, по данным «Укравтопрома», в ноябре самыми популярными в «новом» сегменте стали автомобили Renault. Их было продано 865 шт., что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продукция французского автопрома подкупает украинцев сравнительно доступными ценами. К примеру, новый Renault Logan можно купить менее чем за 300 тыс. грн. (чуть больше 10 тыс. долларов). Альтернатива за такие деньги — разве что модель среднего класса с пробегом (скажем, 5-7- летний Volkswagen Golf) .
На втором месте в рейтинге предпочтений покупателей новых авто — Toyota. В ноябре салоны реализовали 757 машин этой марки, что на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В топ-3 по итогам ноября попал также Nissan. Продажи авто этой марки в минувшем месяце удвоились — до 687 шт. PR-менеджер компании «Nissan Украина» Владимир Иванов поясняет такой результат «хорошим ценовым предложением, наличием авто на складе и предложениями по программе Nissan Finance (рассрочка)».
Неплохие продажи у дилеров KIA — 621 шт., что на 29% больше, чем в ноябре 2017 года, Skoda — 570 шт. Остальным маркам не удалось преодолеть даже порог в 500 проданных авто. А у некоторых объемы реализации и вовсе по несколько десятков авто. К примеру, в прошлом месяце салоны продали 83 автомобиля Fiat, 86 — Land Rover, 102— Citroen, — отмечают в Autoconsulting.
Кредитки для автомобилистов.
ЗАКАЗАТЬ
Но лидером по динамике роста стал китайский автобренд Chery. В штуках продажи авто этой марки невелики — всего 136 машин. Но это на 22,5% больше, чем месяцев ранее. «Chery стал не только самым продаваемым среди китайских автомобилей, но и упорно пробивается к массовым конкурентам, уже с новой линейкой своих авто», — утверждают в Autoconsulting. Успехи «китайцев» лишний раз подтверждают тенденцию, которая в этом году задает тон на отечественном авторынке — машины в Украине продает, в первую очередь, их цена.
Вполне возможно, что в следующем году наш авторынок ждет настоящий китайский «ренессанс». Недавно украинский парламент продлил льготы для электрокаров (по НДС и акцизу). Преференции получат как импортеры, так и производители электромобилей. Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко считает, что это будет позитивным сигналом для мировых инвесторов.
Читайте также: За три квартала 2018 года в Украине зарегистрировали на 54% больше электрокаров
«Я лично знаю китайских производителей, которые готовы будут рассмотреть вопрос о производстве у нас при наличии соответствующих условий и гарантий! И я лично буду предлагать другим китайским автопроизводителям (после предоставления льгот) открывать для начала автосборочные производства электрокаров в Украине. Понятно, что их в первую очередь интересует рынок ЕС, но и Украина получит свои преференции в виде создания новых рабочих мест и недорогих авто для украинцев (вместо блях)», — написал Назаренко на своей странице в Facebook.
Плюс 90% секонд-хэнда
Продажи новых машин тормозит б/у рынок. Украинцы все чаще выбирают авто с пробегом — в этом году продажи старых иномарок растут на десятки процентов в месяц. К примеру, в ноябре сегмент вышел в плюс на рекордные 84%, а с начала года и вовсе на 90%. В итоге, если еще пару лет назад продажи б/у и новых авто распределялись 50 на 50, то сейчас машины с пробегом — в явных лидерах. Они занимают в структуре общих продаж уже больше 60%, — констатируют в «Укравтопроме».
Понятно, что предпочтения украинцев во многом определяет все та же цена — подержанные иномарки намного дешевле новых. За средний бюджет в 10 тысяч долларов реально приобрести или авто эконом-класса из салона или «середнячка», а то и премиальную модель с пробегом. К тому же, из-за недоступности банковских кредитов на покупку авто и их дороговизны, большинству украинцев попросту не удается накопить на новую машину своей мечты.
Среди наиболее ходовых авто с пробегом в ассоциации «Укравтопром» называют Volkswagen (продажи в ноябре —1840 шт.), Renault (1445 шт.), Skoda (1117 шт.), Ford (788 шт.), Nissan ( 615 шт.).
Читайте также: Б/у схемы: почему рынок наводнили проблемные авто, и как их вычислить
Понятно, что рекорды в б/у сегменте в последние годы провоцируют также евробляхи, которых в Украине на данный момент порядка 2 млн. шт. До недавних пор (до принятия законов о легализации евроблях и высоких штрафах для авто на иностранных номерах) они пользовались спросом из-за бросовых цен. За 1-2 тыс. евро реально было приобрести 15-летнюю иномарку на ходу. В Украине за такие деньги можно купить разве что видавшие виды «Жигули».
«Евробляхи» не только хорошо продавались сами, но и обвалили цены на все б/у авто. Так как предложение по отдельным моделям выросло в разы, владельцам пришлось снижать цену, как минимум, на 10%, чтобы продать свою машину. К примеру, если в прошлом году BMW 3 серии 2016 года выпуска стоила $35 тыс., то в этом году за счет массовой поставки таких же моделей из США и Европы, за нее дают уже не больше $30 тыс.
Впрочем, с началом зачистки рынка от евроблях, ситуация может кардинально измениться, причем, в сегменте как новых так и подержанных авто.
Есть ли жизнь без евроблях
Законопроекты 8487 и 8488, которые были приняты и вступили в силу в прошлом месяце, могут заметно изменить расстановку сил на рынке, — говорит Олег Омельницкий.
Напомним: новые законы предусматривают отмену экологического стандарта Евро-5 и снижение акцизов на все иномарки. Акциз будет начисляться по формуле: 50 евро (75 евро для дизельных авто) умножить на коэффициент двигателя (объем в литрах) и умножить на возраст (но не более 15). Эти нововведения задумывались, главным образом, для легализации евроблях — они практически всегда ниже Евро-5, но сыграют на руку всем водителям.
Акцизы для авто — как новых, так и б/у — уменьшатся, что приведет к снижению и общего ценника на машину. Дисконт в каждом случае будет разным. «К примеру, по новым авто на среднестатистических легковушках «скидка» практически не почувствуется. Фактически ее нивелирует девальвация гривны. Но вот на мощных внедорожниках удастся неплохо сэкономить. За счет снижения акциза цена будет ниже на $5-6 тыс., а то и $10 тысяч», — прогнозирует Олег Омельницкий. Правда, купить новое авто со скидкой украинцы смогут нескоро. «До конца этого года и в первом квартале следующего на рынке еще будут запасы иномарок, растаможенных по старым акцизам. Но уже со второго квартала средние цены в салонах начнут падать», — говорит Олег Омельницкий. Это позволяет дилерам рассчитывать хотя бы на небольшой прирост продаж в 2019 году. Пока эксперты осторожны в оценках, но надеются, что удастся реализовать хотя бы 90 тыс. автомобилей — то есть на 10 тыс. больше, чем в этом году. «Есть несколько сценариев — продажи останутся на уровне этого года, вырастут до 95 тыс. шт. или до 100 тыс. шт. Все будет зависеть от ситуации в стране», — говорит Владимир Иванов.
Дополнительный импульс и новому, и легальному б/у рынку придаст полное изгнание с отечественных дорог евроблях. На их легализацию законодатели отвели 180 дней. После этого нарушителям будут выписывать рекордные штрафы до 170 тыс. грн.
Впрочем, уход евроблях впоследствии может даже повысить ценники на б/у авто на украинский номерах, так как конкуренция в этом сегменте снизится в разы. Теоретически можно рассчитывать на увеличение импорта иномарок с пробегом. Но будет ли прирост на практике — непонятно. Тем более, что даже по сниженным акцизам завозить старые и дешевые авто к нам невыгодно — с учетом НДС и ввозной пошлины придется заплатить налогов едва ли не больше, чем стоит само транспортное средство.
Впрочем, в некоторых узких сегментах поставки б/у иномарок из Европы будут однозначно выгодными. Скажем, в следующем году можно будет дешево купить модели с дизельными двигателями. Из-за массового «дизельгейта» в ЕС, тамошние владельцы активно распродают Volkswagen, Audi, Skoda, Seat (марки концерна VAG, уличенного в махинациях с показателями выбросов) со скидками.
Константин Сопрыкин