Конфликт начал назревать в начале декабря. Cооснователь monobank Олег Гороховский заявил в Facebook, что некоторые украинские компании и торговцы все чаще используют в работе «нездоровую» модель. 

«Все больше украинских торговцев договариваются с некоторыми банками на следующую схему проведения транзакций по картам: банк ставит торговцу POS-терминал, а получателем средств при оплате картой выступает не юрлицо и не ЧП, а физлицо. Платеж при оплате картой проходит как платеж от одного физлица к другому», – утверждал Олег Гороховский. По его словам, такую схему в целях экономии практикует, в основном, Нова пошта и еще несколько компаний. «Из банков на это идет Ощад и ПУМБ (не понимаю зачем они это делают)», — написал Гороховский. 

В этой схеме есть несколько слабых мест. Во-первых, госбюджет недополучает деньги. Во-вторых, банки теряют заработок, а клиенты — несут дополнительные расходы.

Когда держатели карт расплачиваются картой в магазинах или других торговых точках, банки получают от платежных систем комиссию interchange. Это позволяет финучреждениям не взимать комиссии с клиентов. Но если платеж проходит как P2P-перевод, платежные системы не возмещают interchange и банки вынуждены брать комиссии. Особенно это касается переводов в счет кредитных денег. Тут клиент может «попасть» на 4% и больше комиссии за перевод. 

К середине декабря история получила новый поворот. Monobank ввел ограничения для своих клиентов. Их предупредили: если при оплате товаров и услуг картой в торговых точках транзакция будет проходить как P2P-перевод, ее заблокируют. Это касается только расчетов в счет кредитных денег. Для тех, кто будет расплачиваться собственными средствами, ничего не поменяется.

На следующий же день Олег Гороховский обвинил почтового оператора «Нова Пошта» в том, что компания отказывается принимать карты ПриватБанка и monobank к оплате через POS-терминалы. В доказательство он привел обращение недовольного клиента и запись его разговора с поддержкой «Нова Пошта».

«Минфин» разузнал у всех сторон конфликта, что произошло, и что будет дальше.

Mono против

Как рассказал «Минфину» Олег Гороховский, первые конфликтные ситуации с «Нова Пошта» были зафиксированы еще в апреле этого года. 

«Потери несут клиенты при оплате наложенного платежа на «Нова Пошта», которая для этого вида платежей использует свою финансовую компанию Пост Финанс. Не наложенные платежи проводятся по классической схеме и там дополнительные комиссии для клиентов не возникают», – уверяет Гороховский.

Monobank обсуждал эту ситуацию с почтовым оператором и просил не использовать эту схему, ведь она вводит в заблуждение клиентов. Но переговоры результатов не дали. «Видимо, Нова Пошта так много экономит, что мнение обиженных клиентов и недоумевающих партнеров ее не особо беспокоит», – предположил Гороховский.

В результате мобильный банк ввел ограничения для своих клиентов, чтобы обезопасить их от дополнительных комиссий.

КРЕДИТКА С КЕШБЕКОМ ОТ monobank. Заказать

После этого клиенты monobank начали жаловаться, что почтовый оператор отказывается вообще принимать карты mono. Это подтвердили «проверочные звонки» в поддержку компании — операторы рассказали о полном ограничении на прием карт monobank и ПриватБанка. «После небольшого скандала в соцсетях этот запрет они отменили. Во всяком случае, мы не получаем других сигналов, и видим успешные транзакции по картам в счет личных средств», – объясняет Гороховский.

Monobank даже обратился в НБУ и платежные системы с просьбой пресечь «схему», ведь она «идет в разрез с общемировыми правилами проведения транзакций». 

Правда, в monobank признают, что конкретные правила или законы Нова Пошта не нарушает. «Есть общемировые полувековые правила проведения подобного рода транзакций, и вот появляется Новая почта и рвет шаблоны восприятия. Выступает с инновацией, так сказать, а давайте-ка мы поступим вот так. Что, не ожидали? И что Вы будете теперь делать?», – сетует Олег Гороховский.

Что касается других торговых точек, которые практиковали подобную «схему»,  Гороховский утверждает, что они от нее отказались «после жалоб в платежные системы».

Приват впереди всех

В Приватбанке «Минфину» рассказали, что не только знают об этой ситуации, но госбанк на самом деле был «инициатором процесса». Приватбанк также ввел ограничения при оплате за счет кредитного лимита, которые проходят как P2P-переводы. «К нам присоединился и ряд других банков, клиенты которых столкнулись с такой проблемой», – сообщила пресс-служба госбанка. Но названия других финучреждений называть не стали. 

Такое решение госбанк принял из-за «десятка тысяч негативных жалоб клиентов на некорректное списание дополнительных комиссий» при расчетах картой в отделениях Нова Пошта.

«При обычной оплате товаров картой в любой торговой точке за счет собственных средств или кредитного лимита банк не берет никаких дополнительных комиссий. Но в данном случае услуга эквайринга заменяется переводом на карту физлица. И за услуги перевода банк берет дополнительную комиссию, если это кредитные средства», – говорят в Привате.

Подобная «схема» позволяет торговцам экономить на банковских комиссиях, ведь они, по сути, перекладываются на клиентов. «Поэтому банк и ввел ограничения на осуществление операций частных переводов через POS-терминалы за счет кредитных средств, чтобы в этом случае клиентам не приходилось платить дополнительную комиссию 4%».

Почтовый ответ

В Нова Пошта же утверждают, что компания не вводила никаких ограничений ни в отношении Приватбанка, ни monobank, ни против какого-либо другого украинского финучреждения. А то, что клиенты могут «попасть» на дополнительную комиссию при расчетах кредитными деньгами – оператору также хорошо известно.

«Нова Пошта и Пост Финанс не ограничивают клиентов – они могут платить любыми картами любых банков. Ограничения вводят только банки. Мы знаем, что при использовании кредитных средств некоторые банки берут комиссию при расчетах. Мы просили их пойти своим же клиентам навстречу, и этого не делать. Большинство банков согласилось, а некоторые – отказались и заблокировали расчеты за счет кредитных средств», – сообщила пресс-служба Нова Пошта «Минфину».

Какие именно банки согласились – в компании не назвали.

Но также сообщили, что все оплаты в пользу юрлица проходят по принципу эквайринга, а переводы P2P используются только в том случае, если конечный получатель денег – физическое лицо.

«Компании Нова Пошта и Пост Финанс не взимают дополнительных комиссий с клиентов. Мы за прозрачные и понятные тарифы и оплаты. Поэтому нам пришлось установить специальные таблички в отделениях Нова Пошта и сделать оповещения в мобильном приложении, чтобы защитить клиентов от неожиданных платежей», – говорят в пресс-службе.

В законности своих действий Нова Пошта не сомневается. «Проведения транзакций между физлицами – законно, как с точки зрения законодательства Украины, так и с точки зрения международных платежных систем MasterCard и Visa».

Попутно задели

Первый пост Олега Гороховского, в котором он поднял эту проблему, изначально включал в себя несколько названий компаний. Среди них оказалась не только Нова Пошта, но и билетное агентство Карабас и билетный сервис Vkino.ua.

Скриншот первой версии поста Олега Гороховского

Через несколько часов названия этих компаний исчезли.

Скриншот отредактированного поста

И все бы ничего, но некоторые из упомянутых компаний опровергли, что работают по «P2P схеме», и потребовали от Олега Гороховского публичных извинений, так как обвинения в их сторону, также были сделаны «в голос».

«Не разобрался в деталях, и сделал поспешные выводы. Вернее, это вообще лукаво писать непроверенную информацию. Олег ошибочно указал много компаний», – утверждает акционер Vkino.ua Олесь Слободенюк.

По его словам, сервис никогда не брал с клиентов никаких дополнительных комиссий – только цену за сам билет, и оплату за услуги. Причем проверить это легко, нужно просто купить билет на сервисе, и сразу станет ясно, что транзакция проходит как обычная оплата, а не P2P-перевод.

Олесь Слободенюк утверждает, что лично акцентировал внимание Гороховского на этом, и он согласился, что допустил ошибку. Правда, публичных извинений он так и не принес. Но пост был откорректирован, и названия Vkino, как и других компаний – пропали.

Алексей Рябуха