Но в нашей нашей стране есть еще один активно развивающийся рынок интернет-продаж — это электронные закупки коммерческих и госкомпаний. О его перспективах «Минфину» рассказала руководитель бизнес-направления EVO (площадка Zakupki.Prom.ua и онлайн-сервис «Вчасно») Оксана Ферчук.
Этот рынок в 10 раз больше, чем рынок e-commerce, хоть и растет пока меньшими темпами – порядка 20% год к году. Как прогнозируют аналитики площадки Zakupki.Prom.ua, в перспективе он может достичь отметки в 1 трлн грн в год.
Сегмент коммерческих закупок в онлайне пока самый маленький, но растет быстрее всех. По оценкам экспертов он освоен лишь на 2-3%. Закупки онлайн все еще непривычны для украинского бизнеса. Компании предпочитают работать «по накатанному», страшатся новых технологий и пока не могут оценить их преимущества. Выигрывают те, кто не боится экспериментировать и легко тестирует и адаптирует новые сервисы.
Государственные закупки – это уже состоявшийся огромный рынок. Согласно закону о публичных закупках все государственные предприятия и организации проводят свои закупки через электронную систему ProZorro. Что же этот рынок может предложить украинскому бизнесу?
Ежедневно в системе объявляется более тысячи различных тендеров. Их бюджет – от нескольких десятков тысяч до нескольких миллиардов гривен. Ежемесячно в системе работают более 15 тыс. поставщиков, и почти все они – украинские компании. Из них 25% участвуют в небольших тендерах, бюджет которых до 100 тыс. грн, 35% выбирают закупки с ожидаемой стоимостью до 1 млн грн, и около 40% участвуют в крупных тендерах от 1 млн гривен.
Казалось бы, цифры говорят сами за себя. Но на мой взгляд этот цифровой канал продаж несправедливо недооценен большой частью украинского бизнеса. В 2018-м году 43% конкурентных торгов не состоялись, так как в них не пришел ни один, или же пришел только один участник (для проведения конкурентных торгов необходимы минимум два участника). А это 78 тыс. закупок, в которых бизнес смог бы найти для себя тендер.
В сегменте допороговых закупок* (закупки на сумму менее 200 тыс. грн для товаров и услуг и до 1,5 млн грн для работ) ситуация немного лучше. Здесь лишь 25% торгов не состоялись, так как не пришел ни один участник. В то время как 35% тендеров прошли с одним участником и завершились заключением договора. Это 79 тыс. закупок, которые принесли поставщикам доход и, надеюсь, прибыль.
Что же останавливает украинский бизнес? Почему конкуренция в торгах не растет? Я бы выделила три ключевые причины. Во-первых, нелюбовь или страх перед новыми технологиями. Во-вторых, нежелание или нехватка времени заниматься подготовкой тендерной документации. И в-третьих, коррупционный отпугивающий имидж государства, а в его лице и системы ProZorro.
Найти решение для двух первых проблем – задача самого поставщика. Это его выбор – оставаться в прошлом веке и вести бизнес «по-старинке» или пробовать новые современные инструменты. Решение третьей проблемы – на плечах государства, заказчиков и коммерческих площадок, которые предоставляют доступ к электронным закупкам.