Чем жил мир в первую неделю декабря, рассказал в своей колонке на «НВ» специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. «Минфин» публикует сокращенную версию.
На американских рынках — очередная короткая неделя. В этот раз в связи с похоронами президента США Буша-старшего. В те дни, когда рынок торговался, он вел себя так, будто на дворе рецессия. И это происходило даже тогда, когда выходящая статистика показывала сильные данные о росте в США. Вместо ралли Санта-Клауса все увидели очередные распродажи, где лидерство захватили банки.
В итоге утро пятницы индекс S&P500 откроет на отметке в 2695,95 пунктов, а 2018 год может стать первым годом после знаменитого и трагичного для любого спекулянта 2008 года, когда индекс 31 декабря будет ниже, чем он был 1-го января.
Напугало рынки и дело Huawei. И не тем фактом, что компания выпустила очередной дешевый смартфон, все данные с которого непременно окажутся у товарища майора в Пекине. Дело в том, что в Канаде арестовали дочь собственника, и по совместительству топ-менеджера компании — есть подозрения, что сама компания помогала обходить санкции Ирану. И это на фоне торговых переговоров Китая и США в Аргентине, которые, вроде бы, наконец пообещали всему миру передышку в торговых войнах. Арест человека такого уровня – это как если бы арестовали Цукерберга в Китае. Явно не способствует хорошему настроению за столом. Впрочем, арест мог состояться еще до встречи в Аргентине, и кто знает, может папочка с делом лежала на столе и способствовала взаимопониманию сторон.
В делах судебных новости для Украины на этой неделе тоже были не лучшими. В деле Приватбанк и государство Украина против Коломойского и Боголюбова в первой инстанции в Лондонском суде победили олигархи. И мы снова увидели, что большой разницы между олигархом и простым украинцем нет: если маленькие украинцы разводятся, чтобы получать субсидию, то олигархи разводятся, чтобы спрятаться от юрисдикции суда в Лондоне. Как и поступил Боголюбов.
Судья Высокого суда Лондона, чье имя вряд ли сохранится в истории, принял решение, что он, конечно же, видит огромные финансовые махинации и нет сомнения, что они пошли на пользу господам Коломойскому и Боголюбову, но даже тот факт, что они использовали британские компании под юрисдикцией ее Величества не дает ему право судить их по строгости британского закона. В общем, не захотел судья связываться, решив, что пусть разбираются в Украине. Сам судья, будучи не до конца уверен в своем решении, разрешил апелляцию на это решение, как когда-то в деле трех миллиардов Януковича. Так что нас ждет вторая серия уже в апелляционном суде Лондона и надежда, что товарищи олигархи хотя бы частично покроют затраты налогоплательщиков Украины на национализацию Приватбанка. Теперь ключевой задачей юристов, которые работают на Приватбанк, является сохранить заморозку активов Коломойского и Боголюбова до апелляционного слушания.
А рынок украинских еврооблигаций страдал от депрессии вместе со всем миром, снизившись по итогам недели. Надо отметить, что до этого мы так сильно упали, особенно на новостях о военном положении, что сейчас падение было совсем незначительным. Любопытно, но продолжаются покупки в варрантах, которые держатся на приличном уровне в 55-56% от номинала.
Больше других пострадал ДТЭК, который завалился без плохих новостей для компании или тарифов, хоть можно было подумать, что кто-то где-то внезапно решил отменить Роттердам+. А вот на внутреннем рынке, кажется, что все уже забыли о военном положении. Курс гривны, который первым отреагировал на угрозу введения военного положения, уже вернулся к своим уровням двухнедельной давности. Национальная валюта укрепилась и опять сильнее уровня 28 гривен за доллар. В очередной раз показав, как способна наказывать экономика тех людей, которые поддаются панике.
Календарь неумолим, и мы приближаемся к дате, когда должно начаться сезонное ослабление гривни. Активные платежи государственного казначейства должны пойти с 20-го декабря. Если смотреть на предыдущие годы, к концу январских праздников это может привести курс ближе к уровню 29,0. Хорошо, что в эти дни страна в основном мучается несварением желудка и похмельем, а это снижает стресс от роста курса. А потом уже февраль, «майже весна» и недалек тот момент, когда аграрии начнут доставать клетчатые сумки с долларами для начала посевной. В предвыборный год сумки с долларами достают уже не только аграрии, но и люди с бигбордов, чьими бы слугами они себя не называли, и все эти деньги так или иначе попадают на валютный рынок. А рекордно низкие цены на гречку в этом году (интервенции российского дешевого продукта помогают) снизят затраты политических сил.