МВФ нас не бросит, но на активность внешних инвесторов рассчитывать не стоит. Главная угроза внутри страны – панические настроения населения, а бюджет, скорее всего, придется пересматривать. Такие тезисы озвучил в своей колонке на «НВ» экс-министр финансов Александр Данилюк. «Минфин» публикует сокращенный вариант.
Для экономики военное положение — всегда минус. Это самая крайняя мера и я надеюсь, что все возможные варианты рассмотрели, и другого выхода не было.
Как это отразится внутри страны и извне? Очевидно, что это чрезвычайно негативный сигнал для инвесторов. Они уже привыкли к тому, что война поутихла: хотя на международной арене мы поддерживаем значимость военных действий, но по отношению к инвесторам стараемся этот фактор упоминать по минимуму. Сейчас же это очень громко зазвучало на весь мир.
В условиях предвыборной кампании, а теперь еще и военного положения, о притоках инвестиций можно забыть. Как и о приватизации. Государственный фонд пока будет оставаться, потом еще бывает своего рода послевкусие. Этот период, как по мне, затянется минимум на полгода – все это отпугнет инвесторов.
Посмотрим на ситуацию внутри страны. Конечно же, самый большой фактор – это паника. Вчерашние и сегодняшние события не похожи на активное использование военного положения. Я надеюсь, что все останется на такой стадии, и что предусмотренного указом влияния на предприятия не будет.
Остается фактор неуверенности и паники – и он краткосрочный. Тем не менее, этот фактор повлияет на курс валюты. Здесь все зависит от того, как будет реагировать Национальный банк – им нужно быть более гибкими.
Ключевое: я не очень хорошо воспринимаю те сообщения, которые сейчас понеслись. Мол, все будет хорошо и спокойно: и здравоохранение будет работать, и экономика. Наши люди не любят, когда их успокаивают, – это несет обратный эффект. Просто каждому нужно понять свою работу и меньше комментировать – зачем раздувать? Это порождает только панику и неуверенность.
Что касается поддержки МВФ и Мирового банка, то я уверен: никаких задержек не будет. Поддержка будет предоставлена, ведь факт агрессии очевиден. И в таких ситуациях партнеров обычно не бросают: мы получим и транш от МВФ, и кредит Мирового банка, и макрофинансовую помощь. Здесь сомнений нет.
Но если посмотреть на бюджет следующего года, то нужно пересмотреть несколько факторов. Во-первых, доходы от приватизации – их традиционно закладывают, но там ничего не происходит, и в этом году гарантировано получим ноль. Я бы также переоценил стоимость заимствований – все будет однозначно дороже. Я думаю, что сейчас будут попытки увеличить расходы на оборону, что понятно и можно поддержать. Но обычно к этому паровозом идут люди, которые на этом зарабатывают, а также рядом стоящие силовики.
То есть бюджет, скорее всего, придется пересматривать. Это значит, что переговоры с МВФ, скорее всего, придется провести еще раз. И если они сейчас нас поддержат, то в следующий раз будут требовать балансировки бюджета, исходя из новых реалий.
Реалистичный экономический рост нужно будет корректировать в меньшую сторону. Насколько именно, я не знаю – в зависимости от развития ситуации с торговлей на Азовском море. Перемещение грузов может существенно повлиять на экономический рост, и хоть часть из них уже переводится в другие порты, они также перегружены из-за пика вывоза урожая. А это явное нарушение логистики, что несомненно повлияет на экономику.
Сколько это будет в цифрах – нужно еще выяснить. Но блокада восточных регионов в феврале прошлого года, к примеру, стоила нам около 1% ВВП. Хотя первоначально мы рассчитывали на приблизительно 1,8%. То есть эффект будет однозначно – и его надо предусматривать в бюджете.