Продажи подержанных автомобилей в Украине продолжают бить рекорды. По данным ассоциации «Укравтопром», в сентябре на учет поставили 17 000 машин, что на 29% больше, чем годом ранее. При этом только 6800 из них граждане приобрели в салонах, остальные 10,2 тыс. — это подержанный импорт. Плюс — есть еще внутренние перепродажи.
Многие водители покупают машины по доверенности, не переоформляя их на себя. Поэтому точной статистики по этому сегменту нет. Но эксперты считают, что речь идет, как минимум, о десятках тысяч ежемесячно. То есть доля автомобилей с пробегом постоянно растет и уже достигает 60%, а сам подержанный автопарк, по сравнению с прошлым годом, вырос почти вдвое, — констатируют в «Укравтопроме».
Авто с сюрпризом
Столь лакомый кусок уже привлек внимание разного рода мошенников. Глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий констатирует — количество схем на рынке б/у автомобилей постоянно растет. «Продают ворованные машины, двойников, после ДТП и пожара под видом «не битых и не крашеных», — рассказал он «Минфину». Старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец говорит, что к ним обращаются клиенты, которые купили проблемные авто, в частности, неправильно выведенные из-под банковского залога.
Причем нередко новые владельцы узнают, что с их машиной что-то не так, только когда получают судебное уведомление или постановление о конфискации авто.
По данным «Укравтопрома», самые популярные среди украинских водителей — подержанные Volkswagen. В сентябре их поставили на учет более 1500 шт. На втором месте Renault (около 1400 шт), на третьем — Skoda (порядка 1000 шт.). В пятерку попали также Ford (690 шт.) и Nissan (579 шт.). Собственно, эти же марки чаще всего участвуют в различных схемах. Мошенники также любят премиальные авто — Mercedes, BMW, Lexus и др. Их продажи невелики, зато на состоятельных покупателях можно больше заработать.
«Двойники» и «конструкторы»
Эксперты называют несколько схем, которые массово используются на рынке б/у автомобилей.
На первом месте по массовости — продажа так называемых «двойников». Речь идет об автомобилях с «чужими» номерами или документами. Это либо ворованные машины, которые снабжают вполне легальными номерами и техпаспортом, но только на другое авто, или же иномарки из Европы или США. Их специально пригоняют под документы украинских автомобилей, тех, которые уже не на ходу (после ДТП, пожара и пр.). Такие модели не нужно растамаживать, на них просто цепляют украинские номера и выгоняют на авторынок на продажу. Но есть нюанс — VIN- номер в этом случае будет «неродным». Следовательно, такая машина на территории Украины считается незаконной. Ездить на них можно до первого любознательного полицейского, а перепродать и вовсе нереально.
Большой вопрос также к состоянию таких автомобилей. «Часто продаются авто после так называемой «модификации». То есть это даже не одна машина, а соединенные вместе части нескольких разных иномарок, причем, сварены эти запчасти в гаражных условиях. Такие авто элементарно опасны», — говорит Олег Омельницкий.
Заказать кредитную карту для водителей
VIN- номер — это уникальный идентификационный номер автомобиля, состоящий из 17 цифр. Его дублируют сразу на нескольких частях транспортного средства — на раме передней двери, возле ветрового стекла, на руле, внутреннем своде колеса, на двигателе. Плюс — номер указывается в техпаспорте авто (указан как номер двигателя), хотя как раз исправить его в документах — не проблема.
Но многие водители могут даже не подозревать, что ездят на «конструкторе». По словам Омельницкого, если покупатель приобретает авто по доверенности и не переоформляет его на себя, то детальная проверка VIN- номера не проводится.
Поверхностная сверка номера на двигателе и в техпаспорте, которую в общем-то может провести даже обычный покупатель, еще не гарантирует, что проблемы нет.
«Это возможно сделать через базы сервисных центров МВД, а они закрыты для рядовых граждан. Как показывает практика, зря. Там нет никакой секретной информации, а вот если бы эти базы сделали общедоступными, случаев мошенничества стало бы намного меньше», — считает Ростислав Кравец.
Удивляют масштабы этой аферы: только официально в прошлом году выявлено 1200 случаев, и, судя по всему, это лишь вершина айсберга, — говорит Омельницкий.
Эти 1,2 тыс. несовпадений реальных VIN- номеров и указанных в базах данных, зафиксировали в МВД, проверяя автомобили при их постановке на учет. То есть машины, которые были проданы без переоформления, в данную статистику не попали.
Всего в Украине перепродается порядка 500 тыс. б/у авто в год. И эксперты допускают, что «двойников» среди них может быть до 10%, то есть около 50 тыс. авто.
Ворованные и залоговые
Отдельная категория на рынке б/у автомобилей — ворованные машины. Недорогие модели отправляются прямиком на запчасти, а вот премиальные угонщики стараются перепродать. Реализуют их или по полностью поддельным документам (то есть реального авто, на которое выдан конкретный техпаспорт, не существует), или же как двойники. В последнем случае документы легальные, но выданы на совсем другое транспортное средство.
Частота угонов в Украине поражает — 14-15 авто в день. По данным МВД, за первое полугодие этого года в список ворованных попало более 2,7 тыс. машин. В конце октября полиция совместно с СБУ и прокуратурой накрыла в Киевской области целую базу угнанных иномарок. В автопарке угонщиков — Тoyota, Lexus, Honda, Acura, BMW, Range Rover и Mercedes. Мошенники устроились с размахом — автомобили хранились на площадях более 1 тыс. кв. м. Правоохранители изъяли у них также «наборы», позволяющие превратить ворованный автомобиль в абсолютно честный: приборы для изменения идентификационных данных, заготовки и голографические защитные элементы для техпаспортов, автомобильные номерные знаки и др.
Как правило, продаются такие автомобили с большим дисконтом — на 30-50% дешевле рыночных цен, на что, собственно, и клюют покупатели.
Еще одна «ловушка» — залоговые авто. «На рынке еще достаточно много машин, которые были куплены в кредит на волне массовой выдачи таких займов. И часть из них проблемные - то есть собственники за них платить не могут или не хотят. Поэтому ищут различные способы незаконно вывести транспортное средство из списка залогового имущества и продать», — рассказал Ростислав Кравец. По его словам, таких случаев сейчас — тысячи. «Обращаются многие водители, которые попали на такую схему. Некоторые из них, казалось бы, приобрели авто вполне легально: на специальных площадках по реализации банковского залогового имущества. Но потом оказывается, что авто были выведены из залогового списка незаконно, нередко это делают за деньги сами банковские работники», — рассказал Ростислав Кравец. В итоге, хоть деньги и уплачены, банк в любой момент может потребовать свое имущество обратно и человек, в итоге, остается ни с чем.
Как перестраховаться
Пожалуй, единственный способ вычислить проблемное авто еще на этапе покупки — переоформить его на свое имя в сервисном центре МВД. Такая услуга стоит порядка 1,5-2 тыс. грн. Но зато при перерегистрации транспортное средство проверяется не только по специальным базам данных, но и «вживую» — экспертом. «Если авто перерегистрировали, но пропустили обман, владелец сможет хотя бы судиться с Нацполицией и рассчитывать на разрешение дела в свою пользу и получение компенсации. Но если проблемное авто куплено по доверенности, можно остаться и без машины, и без денег», — говорит Кравец. Оспорить схему с залоговым авто можно через суд, но успех также не гарантирован.
По словам Кравца, если бы МВД открыло базы данных, 99% мошеннических схем можно было бы предотвратить с помощью элементарной проверки легковушки прямо на авторынке. Но пока этого нет, покупатели должны перестраховываться сами. Один из доступных вариантов — проверка через официальные дилерские центры новых авто. «Такой способ действительно можно считать одним из элементов проверки», — подтвердил представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов. Дело в том, что они имеют доступ к общеевропейским базам данных, а там указана вся история проданных компанией машин за несколько лет — реальный пробег, сервисное обслуживание, техническое состояние и др.
Константин Сопрыкин