О том, почему украинский бизнес не особо восприимчив к инновациям технологического характера и как увеличить конкурентоспособность нашей страны, в своей колонке на «НВ» написал Богдан Данилишин, академик НАН Украины. Публикуем сокращенный вариант.

Недавно был опубликован рейтинг глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2018 год. Украина потеряла две позиции по сравнению с прошлым годом и теперь занимает 83 место из 140. Наша страна серьезно улучшила свои позиции по таким показателям, как рынок товаров (на 28 позиций), инфраструктура (на 21) и рынок труда (на 20). Падение наблюдается по показателям макроэкономической ситуации (на 10 позиций) и здравоохранения (на 41 позицию). Хотя на последней могло отразиться изменение методологии – в этом году разделили «образование» и «медицину».

Глобальный рейтинг конкурентоспособности от ВЭФ – это ориентир, указывающий, каким образом страна способна обеспечить стабильный рост экономики и высокий уровень жизни населения. Анализ может помочь национальной экономике ликвидировать проблемы и отставание на пути к устойчивому развитию.

На мой взгляд, есть еще несколько важных факторов, которые определяют конкурентоспособность экономики Украины. Под конкурентоспособностью страны подразумевается способность ее экономики завоевывать, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках. А также участвовать в международной торговле, производя продукцию, соответствующую мировым образцам, и получать от этого прибыль, которая будет реинвестирована в экономическое развитие.

Какое же основное и важнейшее условие конкурентоспособности экономики Украины? Такое же, как и для любой страны или компании. Вкратце его изложил один из лучших мировых специалистов в сфере конкуренции Майкл Портер: создавать ценности для целевой группы потребителей, которая обязательно захочет их приобрести. Если получится, завоевание рынков и финансовый успех гарантирован. Какова же ситуация в этом плане у Украины?

Первая проблема. Все эксперты, аналитики, экономисты утверждают, что нашей стране требуются инвестиции. А препятствуют им, мол, проблемы с правами собственности, коррупция, изъяны в работе судебной системы и пр. Давайте представим, что все это удалось устранить. Потекут ли бурным потоком в Украину инвестиции? Не уверен. Инвесторы хотят вкладывать деньги в предприятия, которые соответствуют современной технологической парадигме, но которых в стране, к сожалению, очень мало.

В первой половине XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертил Олина создали теорию соотношения факторов производства. Она гласит: страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы ее избыточные факторы, и импортирует товары с дефицитными факторами производства.

Если посмотреть сквозь призму этой теоремы на украинскую структуру экспорта и импорта, все станет предельно ясно. С одной стороны, у нас избыток некоторых природных ресурсов, а потому экспортируем продукцию низких переделов с мизерной добавленной стоимостью – сельхозтовары, продукцию черной металлургии и химической промышленности. При этом Украина вообще не представлена в рейтинге ОЭСР по удельному весу высокотехнологичной отрасли в ВВП. Впрочем, нет ее и в рейтинге Всемирного банка по доле высокотехнологичной продукции в экспорте.

С другой стороны, есть существенные недоработки относительно промышленного оборудования, необходимого для модернизации экономики, которое мы импортируем. Это же касается потребительских товаров и бытовой техники, которые мы ввозим отовсюду, а наладить массовое производство внутри страны пока не получается.

Особенно беспокоит то, что у нас, по сути, больше не развивается машиностроительная отрасль, приоритетная для стран – лидеров в сфере высоких технологий. В структуре украинского машиностроения преобладают металлоемкие подотрасли, в то время как развитие наукоемких представлено крайне слабо. Продукция имеет высокий уровень материало- и энергоемкости, что объясняет высокую себестоимость. Минимально представлен ряд высокотехнологичных подотраслей, определяющих экспортные позиции машиностроения в развитых странах, в частности: IT-индустрия, производство сложной медицинской техники и научных приборов.

Вторая проблема. Надо работать на опережение. Американский математик и экономист Игорь Ансофф заявлял: «Чтобы противостоять среде, сложность и скорость изменений в фирме должна соответствовать сложности и скорости изменений во внешней среде». Как обстоит дело с этим у отечественных компаний?

Положительные примеры есть, однако общая картина не впечатляет. Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера в Украине остается на низком уровне. Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме выпуска в 2016 и 2017 годах составила 1,4 и 1,5% соответственно. Это гораздо ниже показателей стран Восточной Европы. Наукоемкость ВВП Украины варьируется в пределах 0,3-0,5%. В 2017 году на научно-исследовательское направление в Украине потрачено всего 0,3% ВВП. Это на порядок меньше, чем в странах-лидерах. К примеру, израильские компании расходуют 4,4% ВВП, американские – 3%. В развивающихся странах – в среднем 1,5-2%.

Что же делать? Во-первых, стимулировать рост расходов компаний на науку. В том числе стимулировать налогами. Во-вторых, реинжиниринг бизнес-процессов. Проще говоря, отказаться от устаревших подходов и начать все с нуля. Новый подход к организации бизнеса – это уже инновация.

Третья проблема. Допустим, украинские компании нарастили расходы на науку, исследования были успешными, и в стране начали производить современную продукцию. Но ее еще нужно уметь продвигать на рынки. И как раз на этом недостаточно акцентируют внимание. А зря.

Инновационный продукт может «провалиться», если не будет надлежащей подготовки потребителя и адекватной стратегии вывода на рынок. Мировой опыт свидетельствует о том, что стадии проектирования, разработки, производства и маркетинга должны осуществляться одновременно и параллельно. Это – основа интерактивной бизнес-модели.

Четвертая проблема. Чтобы усилия по созданию и выводу на рынки инновационных продуктов увенчались успехом, надо охватить еще больше аспектов. К примеру, необходима система промышленного инжиниринга, включающая в себя весь жизненный цикл продукта: от идеи, разработки опытного образца, внедрения в производство, технологической оснастки к маркетингу, поставкам, сервисному обслуживанию и дальнейшей утилизации.

Пятая проблема. Часто говорят, что украинские предприятия должны активнее включаться в цепочки кооперации с крупными иностранными компаниями. Так что же мешает? Наши производители станут привлекательными тогда, когда начнут демонстрировать рост эффективности менеджмента и производительности труда. Хорошо, что программы и методологии управления, основанные на общеизвестных методах эффективного менеджмента, представлены публично, в открытом доступе. Просто нужно приложить усилия.

Так в каких сферах должны сосредоточить свои усилия украинские предприятия? Наиболее перспективным выглядит производство того, что создает новый рынок, – тогда бывшие лидеры потеряют свою рыночную власть. Сделать это можно только путем подрывных инноваций. У нас сильная школа физиков, динамичный рост IT – развитие этих отраслей знаменует переход мировой экономики к шестому технологическому укладу.