За такую скверную привычку политиков приходится расплачиваться населению. Как именно, в своем блоге на НВ написал Сергей Фурса. «Минфин» публикует сокращенный текст колонки. 

Реализация требований программы МВФ была неизбежна. Любой, кто посмотрел бы на денежный поток государства, увидел бы, что деньги заканчиваются к Новому году. И это было понятно еще год назад. Соответственно, рациональная логика говорит тебе, что сотрудничество с МВФ неизбежно. И эта же логика говорит, что лучше сделать неприятные вещи сразу. Причем неприятные с политической точки зрения.

Можно сколько угодно затягивать с принятием антикоррупционного суда, но зачем же оставлять себе рост тарифов на последнее полугодие перед выборами? Более того, год назад можно было отделаться небольшим ростом, сделать +10%-15% и забыть. А теперь все гораздо сложнее. Рациональная логика говорит, что надо принять решение как можно скорее, пережить неприятный период и идти дальше. Но иррациональное поведение затягивает принятия решения максимально.

Вместо активных действий, украинская власть предпочитает сидеть на берегу реки и ждать. Может само рассосется. И ведь понятно с самого начала, что не рассосется. 

И что в результате?

А в результате истерика по поводу роста тарифов, которая вообще не нужна власти перед выборами. Истерика, которой не было два года назад, когда подняли тарифы в два раза. Истерика, которой не было бы год назад, когда вопрос роста тарифов был актуален. Почему? Да потому что до выборов было далеко и популистам было бы лень стараться. А теперь есть стимул. И теперь истерика. И теперь каждый городской сумасшедший считает своим долгом приходить в эфиры и рассказывать свое мнение о ценообразовании на газ, МВФ и мире финансов.

А в результате аврал с финансами и правительство вынуждено ехать на роад-шоу и привлекать деньги в тот момент, когда погода на мировых рынках испортилась. Это еще не идеальный шторм 2008 года, но уже и не солнечная погода, царившая на рынках последние годы.

Украина опять пришла на вечеринку, когда соседи уже вызывают полицию. И в результате рыночная доходность, рыночная цена за привлечения долга уже существенно изменилась. И платить надо больше. В том числе и за собственный политический риск, ведь до выборов осталось совсем немного, и инвесторы включают в цену размещения вероятность победы популистов, которые, конечно, используют сполна возможность попиариться на этой высокой ставке привлеченного долга, что опять же увеличит еще на чуть-чуть вероятность их победы. Это, конечно, будет несправедливо.

Но кто виноват властям, что они сами позволили им сделать это? Кто виноват в том, что дотянули до последнего и оставили себе только эти даты для выхода на рынок. Не подумав, что момент может оказаться неудачным. Не подумав, что конъюнктура переменчива. Не оставив самим себе выбора. Не оставив выбора министерству финансов, оставив того на растерзание жадного, умного и жестокого рынка.