Украина идет в русле мировых тенденций. Согласно отчету Gfk, на 1 июля этого года 85% украинцев пользовались смартфонами. По сравнению с началом года эта цифра подросла на 3%. Это не удивляет: технологии идут вперед и некоторые смартфоны по мощности уже могут сравняться с ПК. Телефон всегда под рукой: в нем можно работать, играть, смотреть любимые фильмы и совершать покупки. Так почему же не интегрировать в смартфон и банковские услуги? Это стало особенно удобно с приходом Google и Apple Pay в Украину. Платежные сервисы этих техгигантов позволяют подключить к телефону карты нескольких банков. Так что традиционный пластик становится практически не нужным.

Граница между интернет- и мобильным банкингом постепенно стирается. С помощью смартфонов уже можно проверить остаток на счету, оплатить товары и услуги, в том числе, «коммуналку», сделать перевод с карты на карту, открыть депозит и управлять вкладом.

«Минфин» решил посмотреть, как финучреждения борются за «мобильных клиентов».

Большой апгрэйд


Альфа-Банк Украина в конце сентября кардинально изменил свое мобильное приложение. В Alfa-Mobile Ukraine появилось много новых функций. Одно из главных нововведений — возможность оплатить услуги более 200 компаний по всей Украине. В первую очередь, речь идет о коммуналке – электроэнергия, водоснабжение, ТВ, интернет. Используя приложение, клиент оплачивает коммунальные услуги без комиссии, даже если тратит кредитные средства. Хотя обычно она составляет 4%.

Банк позволяет оплачивать коммуналку от другого лица – счета мамы, тети, друга – кого захотите. Главное — знать информацию об их квартире (адрес, лицевой счет, номер ЖЭКа). Но есть и нюансы. Например, в приложении невозможно создать шаблон, как и сразу получить платежку. Каждую отдельную обслуживающую компанию придется искать вручную. Если нужно оплатить свет – ищем реквизиты соответствующего учреждения. Для вывоза мусора или оплаты за газ – то же самое.

В банке обещают, что будут работать и дальше над мобильным приложением. Так что в ближайшее время, возможно, эти «минусы» исчезнут.

Кроме коммуналки в мобильном банкинге можно пополнить мобильный телефон. Это единственный платеж, за который берут комиссию - 2 грн (при пополнении мобильного счета по номерам операторов – Киевстар, Vodafone и Lifecell).

Через мобильное приложение теперь можно будет оформить кредит или заказать кредитную карту. Банк заранее проинформирует о доступной сумме займа. Правда, с припиской «предварительное решение».

Другое сравнительно недавнее нововведение – чат с сотрудниками банка внутри приложения. Это удобно, ведь для того, чтобы решить свой вопрос больше не нужно звонить в контакт-центр.

Пользователи Alfa-Mobile Ukraine получают доступ и к программе лояльности Cash'U CLUB, которую недавно ввел банк. В рамках программы клиентам насчитываются бонусы за каждую покупку, оплаченную картой. По итогу каждого месяца, исходя из количества собранных баллов, можно вернуть деньги за одну из покупок до 10 тыс. грн.

В приложении остались и старые функции. В Alfa-Mobile все так же можно проверять балансы карточных счетов, проводить переводы по реквизитам, номеру карты или номеру телефона (только для клиентов Альфа-Банка), и даже погашать кредиты. Также внутри приложения есть широкий набор «настроек карты»: смена пин-кода, кодового слова и лимитов на интернет — оплату, блокировка «пластика» и выписка по счету, а также отдельная графа с реквизитами счета.

На полпути

За последнее время свой мобильный банкинг обновило еще несколько крупных финучреждений. Но при этом выпустили промежуточные релизы, направленные на будущие улучшение. Один из примеров — Райффайзен Банк Аваль, чье мобильное «детище» получило второе дыхание. «Дочка» австрийской группы полностью переделала приложение, дала ему красивые дизайн и набор стандартных функций.
Но, пожалуй, самое главное изменение для клиентов заключается в другом. Раньше, чтобы использовать приложение, клиенту сначала нужно было идти в банковское отделение, подтверждать свою личность и получать пароль на бумажке. Только с этим кодовым набором цифр и символов можно было войти в приложение. Теперь все происходит иначе: достаточно скачать программу из Google Pay или Apple Store, и можно пользоваться приложением.

Но если оставить за скобками эту новацию, то в остальном мобильный банкинг Аваля имеет достаточно ограниченный функционал. Тут есть базовый набор необходимых опций: возможность совершать денежные переводы, оплачивать коммунальные услуги, интернет, блокировать карту, проверять баланс и т.д. Каких-то интересных «фишек» в этом банкинге пока нет. А множество пользователей жалуются на постоянные ошибки и недоработки приложения.

На самом деле, устаревшие мобильные банкинги — весьма распространенное явление среди крупнейших украинских банков. Один из ярких примеров — ПУМБ. Его приложение не очень удобно, да и выглядит не слишком современным. Но банк обещает исправить недочеты и в скором времени представить новую версию своего банкинга.

С другой стороны, мобильный банкинг ПУМБа достаточно функционален. Здесь можно проводить и различные платежи, и оплачивать коммуналку, оформлять кредиты и депозиты.

Ощадбанк также активно развивает свое мобильное приложение. За последнее время он проделал огромную работу, чтобы шагнуть в «ногу со временем». Но особо похвастаться Ощаду нечем. Да, в мобильном приложении есть все необходимые функции, но выделить какие-либо особенности – сложно.

Самый первый

Мало кто не слышал о первом мобильном банке Украины — monobank. Если раньше вершиной технологичности и удобства считался ПриватБанк, то monobank успел обойти его в разы.

Его главные достоинства – простота и удобство. Для оплаты коммуналки не нужно искать множество разных компаний. Достаточно просто ввести адрес, и mono автоматически «подтянет» все оплаты. Каждый месяц, как только появится задолженность, банк уведомит об этом, и предложит уплатить.
Платить можно и от имени другого человека и сразу отправлять квитанцию на почту. Комиссия при этом отсутствует.

Карты monobank можно пополнять в несколько кликов. Достаточно только добавить платежные данные другого «пластика» и сохранить их. Причем с недавних пор банк позволяет проворачивать этот «фокус» с картами европейских банков платежной системы MasterCard. А вскоре финучреждение обещает расширить возможности пополнения.

В приложении можно открывать депозиты, заказывать и закрывать карты, проводить платежи, включая бюджетные, и оплачивать штрафы. Если предоставить приложению доступ к контактам, оно само покажет, у кого есть карта monobank. И для переводов на нее не придется вводить платежные данные получателя. Также в mono удобно контролировать свой бюджет: приложение автоматически группирует траты по категориям и выводит их в красивых графиках.

В mono можно легко повысить кредитный лимит и вывести кешбек. Что касается последнего, банк также напомнит вывести бонусы, если они достигнут максимального размера: 500 грн. Также в приложении есть все платежные данные клиента, можно сменить пин-код, запретить проводить по карте двойную конвертацию денег, установить лимит на оплату в Интернете, оформить рассрочку и связаться со службой поддержки.

А что у Привата


ПриватБанк также постарался на славу, создавая свое приложение. Здесь есть все, что нужно, и даже больше. Privat24 позволяет оплачивать коммуналку и создавать шаблоны. Правда, найти обслуживающие компании по адресу нельзя. На выбор также есть сотни других компаний и госучреждений для оплаты.
В приложении можно проводить различные платежи — начиная с P2P, заканчивая SWIFT. Также можно полностью управлять своим счетом: от заказа карты до отмены CVV-проверки. В общем, госбанк предоставляет максимально возможное количество сервисов, к которым не смогут придраться даже самые требовательные пользователи.
Но и это еще не все. ПриватБанк – огромная экосистема. И в приложении можно найти самые различные услуги: оплата парковки и проезда в транспорте, заказ билетов, воды и даже цветов. Правда, некоторые пользователи считают, что госбанк перегибает палку и такое обилие сервисов засоряет приложение. Но сколько людей, столько и мнений.

Из технологических особенностей Privat24 можно выделить QR-коды. В приложении есть специальный сканер, который позволит считать любой QR-код и провести по нему оплату. Клиенты Привата также могут снимать деньги в банкомате без карты. Для этого им нужно только считать через приложение QR-код на экране банкомата и выбрать нужный «пластик». Госбанк даже не потребует подтверждения в виде телефонного звонка или СМС.