В ближайшее время свое слово должны сказать США. Первый пакет санкций Госдепартамент ввёл в конце августа, в ноябре последует второй пакет. Это может быть полный запрет на экспорт товаров из США (кроме продовольственных и сельскохозяйственных товаров), полный запрет на импорт в США и запрет на воздушное сообщение с США для государственных авиаперевозчиков. Но возможны и более жёсткие меры.
Что будет, если Запад рискнет арестовать российские международные резервы, рассуждает Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари.
Банк России больше не считает актуальным ориентир в $500 млрд золотовалютных резервов, заявила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева. Эту сумму впервые назвала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина в июне 2015 года, когда валютный рынок пришел в себя от девальвации конца 2014 года. В 2017 году Эльвира Набиуллина подтверждала, что Банк России в долгосрочной перспективе рассчитывает нарастить «подушку безопасности» до $500 млрд, но только «при полной уверенности» в стабильности инфляции и валютного рынка. Последний раз глава ЦБ РФ подтверждала этот ориентир весной этого года.
На последнюю отчетную дату размер международных резервов составил около $459 млрд. Данная сумма не меняется уже достаточно давно и для России является не только достаточной, но, вероятно, избыточной. Именно поэтому различные экономисты левого толка полагают, что часть международных резервов можно направить на развитие реального сектора экономики, прежде всего, в различные инфраструктурные проекты и строительство жилья.
Мы полностью поддерживаем решение ЦБ РФ, полтриллиона долларов – это не самоцель. С нашей точки зрения, $500 млрд. – это просто круглая цифра. Однако для того чтобы ее достичь, Центробанку придется скупать валюту с рынка, то есть играть на ослабление рубля. В текущей ситуации высоких инфляционных рисков, это очень нежелательно. К тому же важен и социально-политический аспект. Падение рубля очень болезненно воспринимается простыми россиянами, как следствие, можно указать на недавний отток частных вкладов из банковской системы. Люди боятся кризиса и переводят свои сбережения в долларовый кэш.
Ну и в заключение, главный вопрос здесь в том, как международные резервы соотносятся с валовым внешним долгом России. Если сказать грубо, то вопрос в том, Россия должна миру, или мир должен России? Счет примерно по нулям. Внешний долг Российской Федерации в третьем квартале уменьшился на $23,6 млрд. до $467 млрд. Размер долга достиг максимума 1 июля 2014 года и составил $732,8 млрд, с тех пор он сократился на серьезную сумму в размере $266 млрд.
Отсюда вывод, если Запад рискнет арестовать российские международные резервы, то Россия легко ответит мораторием по внешним долгам. При этом Россия останется даже в плюсе, примерно $80 млрд. из международных резервов ЦБ РФ – монетарное золото, его даже пощупать можно.