Только за последнюю неделю бензин и дизельное топливо подорожали на 1 грн./л. С 20 августа (а именно этот день стал отправной точкой в масштабном переписывании ценников) дизельное топливо выросло в цене на 3,6 грн./л (13%), а бензин — на 3,5 грн. (12%), — констатируют в Нефтегазовой ассоциации Украины. На некоторых заправках бензин А-95 стоит уже дороже 35 грн., а премиальный А-95 плюс — и вовсе 36,5 грн. Цены на дизель вплотную подбираются к 33 грн.
Цены на автогаз только за один день — с 8 на 9 октября — подскочили на 15 коп. — до 15,6 грн./л. В начале сентября газом можно было заправиться по 14 грн.
Как пояснил «Минфину» экс-глава «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» и эксперт топливного рынка Леонид Косянчук, нынешние и без того рекордные ценники могут еще больше вырасти. И в итоге стать головной болью не только рядовых водителей, но и всех украинцев. Ведь дорогое автотопливо бьет по себестоимости практически всех товаров и услуг, раскручивая и без того высокую инфляцию.
«Минфин» разбирался, почему так стремительно растут цены на заправках, и чем это грозит отечественной экономике.
Иран, «Майкл» и доллар
Как пояснил «Минфину» Леонид Косянчук, главная «виновница» рекордного подорожания бензина и дизельного топлива — нефть. «Даже внутренние производители нефтепродуктов формируют цены по импортному паритету и никогда не поставляют на рынок свою продукцию дешевле импортной. Как правило, сверяются с прайсами Белорусской нефтяной компании, а та выставляет свои цены по мировым котировкам», — говорит эксперт.
По информации специализированной площадки encorr, нефть на международных биржах продолжает дорожать. В начале этой недели котировки на нефть марки Brent на условиях поставки в декабре повысились на 0,5% (до 84,33 доллара за баррель). Для сравнения: баррель ноябрьской нефти стоил 74,4 долларов.
Причиной подорожания аналитики называют сокращение поставок на мировой рынок иранской нефти (они упали с 2,5-2,7 млн. баррелей до 1 млн.). Иранских трейдеров останавливают санкции США — Дональд Трамп пригрозил изоляцией странам, которые решатся закупать иранскую нефть.
Страны ОПЭК не могут быстро заместить своим товаром опальную нефть из Ирана, в результате предложение на рынке сокращается. Напряжения на рынок добавил ураган «Майкл», который перемещается к Мексиканскому заливу, где расположены вышки ряда нефтедобывающих компаний. Последние уже сократили добычу на 19%.
Все эти факторы позволяют аналитикам строить самые пессимистичные прогнозы. Они не исключают, что стоимость нефти достигнет в следующем году 100 долларов за барель. «Не знаю, почем тогда будет у нас бензин — по 40 или может по 50 грн.», — говорит Косянчук.
Он на пальцах пояснил, откуда берется внешняя рекордная стоимость бензина. «Нефтепродукты контрактуются по 747 долларов за тонну плюс акциз 213,5 евро и умножить все это на текущий курс НБУ. Каждые 10 долларов подорожания тонны нефтепродуктов в опте дают плюс 40 копеек к стоимости литра бензина», — подсчитал он.
ЗАКАЗАТЬ КРЕДИТНУЮ КАРТУ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
Такая ценовая пропорция действительна, если курс гривны к доллару будет оставаться стабильным. «Каждая дополнительная гривна в курсе доллара — это еще плюс 85-87 копеек на литре бензина и дизеля», — рассказал Косянчук. Если курс к концу года достигнет, например, 30 грн./$, как это, собственно, и заложено в бюджете, то автомобильное топливо подорожает еще, как минимум, на 1,2 грн./л.
По данным газового трейдера Михаила Шубана, газ в опте подорожал за последний месяц с 25 тыс. грн. до 27 тыс. грн. Причем 500 грн. в этом приросте — из-за скачка курса доллара. Если раньше цены на газ всегда гнал вверх дисбаланс на рынке (трейдеры не угадывали потребностей водителей и возникал дефицит), то сейчас газа на АЗС более чем достаточно. «Наши трейдеры стали заложниками белорусских котировок. Дать цены ниже мы просто не можем, хотя и понимаем, что в этих котировках велика доля спекулятивной составляющей», — пояснил Михаил Шубан. Но к зиме спрос на газ традиционно падает, причем, не только в Украине, но в России, откуда к нам идет львиная доля этого топлива. Поэтому эксперты не исключают небольшого снижения цен на газ — до 1 грн./л в течение ноября- декабря. Но если курс доллара снова пойдет вверх, водители могут и не дождаться скидок.
Государственный НЗ за счет водителей
Эксперты обсуждают и еще один фактор, которые в обозримом будущем может подтянуть цены на бензин и дизель. Речь идет о формировании некоего топливного резерва. Обзавестись таким стратегическим запасом в объеме 2 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов Украина обязалась перед ЕС. И Госрезерв, который будет этот резерв формировать, уже на низком старте — в ближайшее время он подаст в Верховную Раду соответствующий законопроект. Согласно ему, 70% стратегических запасов будет формировать государство, а еще 30% — частные нефтетрейдеры. Первые закладки НЗ должны начаться уже в следующем году. Они будут храниться на складах Госрезерва и частных АЗС.
Вопрос в том — кто оплатит формирование таких запасов. Ведь сумма понадобится немаленькая — до 12 млрд. грн.
«От самостоятельного формирования стратегического запаса нефтепродуктов государство решило отказаться и поделило риски с операторами и участниками рынка в пропорциях 70/30. Но сразу стоит отметить – введение дополнительного топливного налога окажет давление на цены. По предварительным подсчетам, это добавит к стоимости топлива 1 — 1,2 грн./л», — подсчитал директор департамента стратегического маркетинга и развития сети «БРСМ-Нафта" Александр Мельничук.
Рассчитывать, что в дальнейшем наличие такого запаса позволит сгладить резкие ценовые скачки (скажем, Госрезерв мог бы выбрасывать бензин и дизель на рынок в периоды их удорожания) не приходится, — говорит Леонид Косянчук. «Не стоит рассчитывать, что Горезерв будет продавать топливо дешевле рыночных цен», — уверен он. Такой запас нужен лишь на крайние случаи и должен обеспечить стране 90-дневный объем потребления топлива на случай энергетического ЧП.
Как дорогой бензин разгоняет инфляцию
Пока водители заправляются на последние деньги, экономисты предрекают настоящий шок для экономики.
По словам экономиста Виктора Скаршевского, дорогой бензин может ускорить и без того высокую инфляцию в стране. «По данным Госстата, «вес» топлива и ГСМ в структуре потребительской инфляции — 3,9%. Для сравнения: доля горячей воды и отопления — лишь 1,3%, электроэнергии — 4,5%, продуктов питания — 40,3%. Подорожание бензина и дизельного топлива добавит к общему инфляционному показателю порядка 0,4-0,5%. То есть, если правительство прогнозировало ранее инфляцию по итогам года 9,5%, то теперь будет до 10%. А реальные показатели, которые уже сейчас превышают 10%, вполне могут достигнуть 11%», — констатирует эксперт.
Но экономист принимает во внимание лишь расчетные показатели. На самом деле бизнес любит злоупотреблять топливной составляющей, чтобы оправдать повышение цен. Как рассказал глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Александр Дорошенко, реальная доля транспортной составляющей в структуре себестоимости продуктов питания варьируется от 3% до 5%. То есть подорожание топлива на 12-13%, по идее, должно почти не отразится на ценниках в магазинах. Но на самом деле цены на еду уже выросли, как минимум, на 5-7%. Поясняя подорожание, производители непременно вспоминают о «дорогом бензине».
Впрочем, Скаршевский говорит, что в этом случае включается цепная реакция — сначала дорогая логистика сказывается на ценах на сырье, затем ее закладывают в оптовые прайсы на готовую продукцию, а после — в магазинные ценники. «Если брать от поля до полки, то это может быть 10% и даже больше», — подытожил Дорошенко. А так как нынешний ценовой пик на АЗС пришелся как раз на сбор урожая и осеннюю посевную, то украинцы будут оплачивать эту «топливную наценку» еще и в следующем году.
Константин Сопрыкин