Негативные тенденции монополизации рынка лекарственных средств сегодня ни для кого не новость. Среди них есть нарушения действующего законодательства, и снижение профессионального уровня обслуживания на рынке розничной реализации лекарственных средств, а также появление предпосылок для незаконных действий аптечных сетей по повышению цен на лекарственные средства путем злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Рациональные 500 метров
Законопроект №8591, который был зарегистрирован в Верховной Раде 12 июля, предусматривает установление правила равномерного распределения аптек с минимальным расстоянием между ними в 500 метров. Такой подход предусматривает создание сбалансированных финансовых условий для всех участников рынка: каждая аптека сможет стать прибыльной и сделать акценты на улучшении уровня сервиса, предоставляемого потребителям. Пока же на локальных рынках наблюдается явление чрезмерной конкуренции, которое деструктивно влияет на рынок в целом. К примеру, большое количество конкурентов и борьба между ними приводит к нерыночным эффектам, в частности устранение тех, кто не в состоянии играть по их правилам: демпинговать, предоставлять несправедливые скидки за лояльность. Еще один негативный эффект нечестной игры — отсутствие прибыльности, делает невозможным развитие бизнеса и профессиональное удовлетворение потребностей клиентов и т.п.
Конкретное же то рациональное расстояние в 500 метров учитывает интересы маломобильных групп населения, граждан пожилого возраста, а также пациентов лечебно-профилактических учреждений. Предложенные законопроектом новшества, будут стимулировать предоставление аптеками максимального количества фармацевтических услуг. Это сделает лекарственные средства более доступными для населения.
Вектор изменений
Здоровье и жизнь человека, защита прав пациента, а не коммерческая функция, должны быть первоочередными. Необходимо, чтобы учредители аптек были профессиональными участниками фармацевтической деятельности, то есть в полной мере обеспечивался профессионализм управления аптеками, ведь они являются учреждениями здравоохранения, а не обычными объектами розничной торговли продовольственными товарами. Соблюдение такого подхода обеспечит не только защиту права человека на жизнь и здоровье, но и будет гарантировать защиту прав потребителей, контроль за качеством и безопасностью продукции.
Сегодня абсолютное большинство аптек, управляемых не провизорами, осуществляют свою деятельность как обычные предприниматели, пытаясь максимизировать прибыль и создать для этого как можно большее количество аптек. Введение профессиональных требований к учредителям аптек обеспечит эффективное устранение этих недостатков. При этом необходимо учитывать, что к фармацевтическим работникам установлены динамические требования по проверке их профессионализма и регулярного и систематического совершенствования именно профессиональных навыков. Кстати, такой подход широко применяется во многих профессиях «общественного доверия»: аудиторские и адвокатские фирмы, страховые компании. Там он зарекомендовал себя как эффективный механизм обеспечения высокого уровня профессионального поведения юридических лиц. В то же время, законопроект содержит гарантии сохранения государственных и коммунальных аптек.
Законопроект №8591 также направлен на решение и других актуальных проблем фармацевтического рынка. Во-первых, это недоступность обезболивающих препаратов, содержащих подконтрольные вещества, поскольку в Украине, в отличие от Польши и других стран-членов Европейского Союза, лишь несколько процентов аптек имеют лицензию на реализацию лекарственных средств, содержащих подконтрольные вещества. Во-вторых, это тенденция к сокращению аптечного производства — абсолютное большинство аптек отказалась от осуществления такого вида деятельности в пользу чисто коммерческой реализации. Поэтому в законопроекте предлагается содействие осуществлению деятельности по производству (изготовлению) лекарственных средств в условиях аптеки, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических (психотропных) лекарственных средств, путем предоставления юридическим лицам, осуществляющим данные виды деятельности, возможности осуществлять торговлю через увеличенное количество аптек.
Однако стоит отметить, что проблему качества нельзя решить только путем усиления регулирования розничного сегмента рынка. Здесь нужен комплексный подход.
При потреблении лекарств важной составляющей является врач. Он выписывает рецепт на конкретный препарат с указанием дозировки и режима применения. Рекомендации врача базируются на результатах осмотра пациента, анализов, истории болезни и т.п. Аптека не способна влиять на эти процессы и не должна подменять собой врача.
Таким образом, нормы законопроекта направлены не только на выравнивание экономических возможностей малых и средних предприятий в сфере розничной торговли лекарственными средствами, уменьшение влияния аптечных сетей, но и защиту интересов потребителей от нарушений, угрожающих их правам на жизнь и охрану здоровья.