Первая проблема - это высокий уровень долларизации кредитных портфелей. Этот риск остается актуальным том, что процессы реструктуризации кредитных портфелей идут очень медленно.
Как отметила Екатерина Рожкова, сегодня банки уже кардинально изменили свою политику и стратегии в кредитовании. «Но старые долги остались. И конечно, когда мы брали, особенно стрессовый сценарий, в котором заложен очень высокая степень девальвации, то на существующем портфеле автоматически увеличивались потенциальные убытки», - объясняет Рожкова. Поэтому НБУ рекомендовал подопечным тщательнее работать над структурой портфелей.
Читайте также: Восемь банков требуют докапитализации на 6,1 миллиарда — НБУ
Второй риск, который обнаружил НБУ - концентрация крупных банков на отдельных секторах или отдельных заемщиках. «Отсутствие диверсификации повышает риск потерь в случае наступления того или иного сценария, того или иного события», - подчеркнула замглавы Нацбанка.
Третья проблема связана с тем, что на балансе банков появилось очень много активов, которые были взысканы с заемщиков в процессе работы с проблемными активами. В некоторых банках их доля достигает 50% от объема общих активов.
Читайте также: Двум госбанкам потребуется 17 миллиардов гривен при негативном сценарии
«Это небанковские активы, а не банковский бизнес. И они не приносят денежного потока. При стресс-тестировании баланса банка мы делали прогноз доходов, расходов и прибыли. Конечно, в трехлетней перспективе эти активы не приносят прибыли, а банкам они стоят задоринки по цене привлеченных средств, то есть около 15% в год. И с каждым годом эти расходы кумулятивно растут», - подчеркнула Рожкова.
Это влияет на финансовый результат банков, который становится отрицательным, или приближается к нулю. Таким образом капитал финучреждений либо уменьшается, либо не происходит его роста.