Украинцы избавляются от налички. Точнее, от устоявшейся привычки повсеместно рассчитываться бумажными деньгами. По данным НБУ, в первом полугодии 2018 года 77,6% операций с банковскими картами были безналичными. В денежном измерении на безнал пришлось 44,1%. Только за первое полугодие 2018 года этот показатель увеличился почти на 5 процентных пунктов.
Особенно впечатляет разница с «сытым» 2013 годом, с которым теперь принято сравнивать многие экономические показатели. Тогда объем безналичных операций с картами в денежном выражении составлял только 17,4%.
Вслед за ростом популярности карточных платежей подтягивается платежная инфраструктура. По данным НБУ за первое полугодие 2018-го количество торговых терминалов, при помощи которых граждане рассчитываются картами в рознице, увеличилось на 7,5% до 270,5 тыс. штук.
Распространению безналичных платежей способствует бурное развитие технологий. Максим Генега, начальник управления развития бизнеса департамента развития альтернативных каналов продаж Альфа-Банка Украина, среди тенденций этого года называет массовую замену оборудования, которое позволяет принимать все форм-факторы бесконтактной оплаты: Apple Pay, G-Pay, PayPass, PayWave и такие смарт-устройства, как часы и кольца. Более того — рынок уже тестирует платежи с помощью QR-кода (mVisa) и оплату с биологической идентификацией (Touch-ID от Visa).
Однако распространение безнала в Украине еще нельзя назвать повсеместным. Преимущественно с наличными продолжают работать магазины в небольших населенных пунктах, малый и средний бизнес, киоски, небольшие точки общепита, маршрутный транспорт и т.п.
Такие предприятия за свое нежелание идти в ногу со временем все чаще платят потерей клиентов. Ведь теперь, услышав об отсутствии терминала, некоторые покупатели разворачиваются и уходят к конкуренту, дружественному к безналу. «Всё больше покупателей рассчитываются только платёжной картой. Не обеспечив возможность принять ее к оплате, точка теряет как минимум 30% покупателей», — говорит Павел Хорошко, главный менеджер по продажам электронных банковских услуг Райффайзен Банка Аваль. По мнению Хорошко, за последние пять лет эквайринг из дополнительной услуги превратился в средство первой необходимости для предпринимателей.
Под государственным крылом
В сфере эквайринга на сегодня доминирует несколько крупнейших банков. «За последние 5 лет рынок эквайринга существенно сконцентрировался и три основных игрока (ПриватБанк, Ощадбанк и Райффайзен Банк Аваль) получили долю в 85%», — говорит заместитель председателя правления Ощадбанка Антон Тютюн. По его словам, многие игроки ушли с рынка из-за повышения себестоимости операций на фоне падения гривны и необходимости оплаты услуг международных платежных систем в инвалюте.
КРЕДИТНЫЕ КАРТЫ ОТ 10 ТОП-БАНКОВ. ЗАКАЗАТЬ ОНЛАЙН
Переформатированию рынка также способствовало банкротство нескольких игроков из-за кризиса 2014-2015 годов. Тогда с рынка вывели нескольких банков-эквайеров — Финансы и Кредит, Надра, Хрещатик и др. В итоге, после национализации лидера рынка — Приватбанка и активного наращивания мощностей Ощадбанком, государство практически стало монополистом в эквайринге.
Около 62% рынка контролирует ПриватБанк, который на конец первого полугодия 2018 года установил в торговых сетях около 155,15 тыс. терминалов. На втором месте — Ощадбанк, который покрывает около 16% рынка (40,75 тыс. терминалов). То есть доля государства составляет 78%.
Ощадбанк, по словам Антона Тютюна, за первое полугодие показал самый высокий среди всех участников рынка темп прироста терминального парка — на 5,2 тыс.единиц. Во многом этому способствовало развитие масштабных cashless-проектов — Atlas Weekend, Ulichnaya Eda и НСК «Олімпійський». По сути, Ощадбанк нарастил долю рынка за счет внедрения безналичных расчетов там, где они до недавнего времени практически отсутствовали.
Частная конкуренция
Некоторые украинские бизнесмены по тем или иным причинам не желают иметь дела с государством или опасаются сотрудничать с госбанками, например, из-за приписываемой им бюрократии, нерасторопности и т.п. Такие предприниматели вполне могут найти достойную альтернативу в частном секторе.
После национализации ПриватБанка самым крупным негосударственным банком на рынке эквайринга оказался Райффайзен Банк Аваль, который начал предоставлять эту услугу одним из первых в Украине. Его доля составляет 9,3% рынка или 23,3 тыс. терминалов.
Еще одним заметным игроком на рынке эквайринга становится Альфа-Банк Украина, который унаследовал это направление от приобретенного в конце 2016 года Укрсоцбанка. «До 2018 услуга торгового эквайринга предоставлялась на площадке Укрсоцбанка, а с лета этого года Альфа-Банк Украина стал банком-эквайером с собственным процессинговым центром и активно проводит миграцию бизнеса на свою платформу», — рассказал Максим Генега.
Трансформацию бизнеса в Альфа-Банке планируют завершить до конца текущего года. Доля рынка объединенного банка составляет порядка 3%, что соответствует четвертой позиции. В следующем году Альфа-Банк собирается нарастить долю до 5% за счет сегмента малого и среднего бизнеса.
Новые лица
Место выбывших в разгар кризиса банков-эквайеров спешат занять новые игроки.«Рынок безналичных платежей не заполнен и любой банк, готовый организационно и технологически, имеет шанс найти свою нишу и развиваться», — считает Антон Тютюн из Ощадбанка. По его мнению основными конкурентами на рынке торгового эквайринга выступают отнюдь не банки, а привычка населения снимать деньги в банкоматах и платить наличными, отсутствие достаточной инфраструктуры для безналичных оплат и незаинтересованность торговцев принимать карты к оплате.
Действительно, новые игроки не только появляются на рынке, но и заявляют о своих конкурентных преимуществах перед его старожилами-гигантами. «Крупные игроки не всегда могут оперативно реагировать на потребности клиентов. Многих из них раздражает бюрократия в работе с большими банками», — говорит начальник департамента организации продаж корпоративным клиентам Конкорд Банк Виктор Цикалюк.
По словам Цикалюка, небольшие игроки могут оперативно предлагать решения для разных отраслей и включать эквайринг в комплексный пакет обслуживания, что позволяет корректировать стоимость услуги. Также в небольшом банке на обращение клиента могут отреагировать быстрее, чем в неповоротливом гиганте, и оперативнее решить проблемы.
Конкорд Банк вышел на рынок эквайринга относительно недавно и заявил об активном развитии направления. Поскольку банк вышел на рынок позже конкурентов, он смог сразу внедрить самые современные технологии, перед ним сейчас не стоит задача модернизации оборудования, в отличие от крупных игроков.
Еще один банк, который не побоялся выйти на этот сегмент в разгар кризиса — Таскомбанк. «Финучреждение начало эквайринговую деятельность в 2014 году и за почти четыре года стало активным игроком на этом рынке», — говорит Валерий Даниленко, заместитель председателя правления АО «Таскомбанк». У банка на сегодня более 1 тыс. активных терминалов и новые торговцы продолжают подключаться. Залогом успеха в этом бизнесе в Таскомбанке считают команду, сильное IT и клиентоориентированность.
Новых игроков и предложений вскоре может добавиться. По словам Александра Поднебенного, начальника управления оценки и проверки имущества АО «ОТП Банк», это финучреждение сейчас находится на этапе оценки возможности выхода на рынок эквайринга. В еще одном банке на запрос об эквайринге отвечать отказались, сославшись на то, что до конца года в учреждении продлится редизайн этого продукта. Поэтому после Нового года вполне можно ожидать анонс обновленной услуги.
Цена вопроса
Один из важнейших аспектов — стоимость эквайринга для предпринимателей. На сегодня средняя по рынку комиссия составляет около 2% от операции, ежемесячная абонентская плата — около 300 грн. Подключение обычно бесплатное. Предложения разных банков отличаются незначительно (смотрите таблицу).
Такие тарифы остаются почти неизменными в течение нескольких последних лет. Как отмечает Павел Хорошко из Райффайзен Банка Аваль, с учетом себестоимости услуги, цены практически достигли своего дна.
Однако новые игроки пытаются бороться за клиентов не только ценой, но и более выгодными условиями. Например, в Конкорд Банке по словам Виктора Цикалюка, при комплексном обслуживание стоимость эквайринга стартует от 1,5% от суммы транзакции, а абонплата составляет от 50 грн.
Для небольших предпринимателей банки могут посоветовать особые решения. «Вместо традиционных дорогостоящих POS-терминалов, малому бизнесу предлагаются компактные мобильные терминалы (М-POS), которые могут принимать в оплату все виды карт, но имеют гораздо меньшую стоимость», — говорит Максим Генега из Альфа-Банка Украина.
Дело техники
Подключение к услуге — стандартизированная и довольно похожая процедура во всех банках. Для начала клиенту нужно открыть текущий счет для зачисления средств, а если он уже есть, достаточно написать заявление и предоставить информацию о бизнесе (документы, подтверждающие правомерность нахождения торговой точки за указанным адресом и т.п.). В течение нескольких дней после этого терминал устанавливают в торговой точке и инструктируют персонал.
«Срок установки терминала может составлять от 3-х дней до 2-х недель. Наличие собственного процессинга позволяет банку решить вопрос более оперативно», — заключает Виктор Цикалюк.
Условия торгового эквайринга в нескольких украинских банках
Услуга | ПриватБанк | Ощадбанк | Райффайзен Банк Аваль | Альфа-Банк Украина | Таскомбанк | Конкорд Банк |
Комиссия, % от объема операций | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,9 + 1,5 грн (от 1,5% при комплексном обслуживании) |
Абонплата, грн в месяц | 300 (от 150 при особых условиях) | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 (от 50 при коплексном обслуживании) |
Дополнительные условия | При активации услуг «Бонус Плюс», «Оплата частями» и «Мгновенная рассрочка» предоставляется скидка на абонплату 50 грн за каждый продукт. Есть функция мультимерчант, которая позволяет использовать один терминал несколькими предпринимателями «в складчину» | Клиентам МСБ банк предлагает пакетное обслуживание с фиксированной стоимостью | Дополнительно клиент получает пакет услуг | Есть функция мультимерчант, которая позволяет использовать один терминал несколькими предпринимателями «в складчину» | Готовы обсуждать индивидуальные условия сотрудничества | Клиент может выбрать спецпакет для комплексного обслуживания |
Данные: опрос банков, сайты банков
Автор: Мария Власенко