Как уже писал «Минфин», эти законопроекты Верховная Рада приняла в первом чтении перед тем, как уйти на летние каникулы. В них прописана льготная растаможка и для евроблях и для других иномарок, а также жесткие штрафы для тех, кто продолжит нарушать закон и ездить на иностранных номерах.

Как сообщил глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий, все лето активисты упорно окучивали парламентариев, собирая свое лобби. И, судя по всему, им это удалось.

«Минфин» разбирался как могут изменится законопроекты после внесения в них поправок и что в итоге будет с акцизами на автомобили.

Перепишут заново

Принятые в первом чтении законопроекты №8487 и 8488 сами евробляхеры изначально расценивали лишь как базовый вариант. «Мы поддержали голосование, чтобы получить документы, над которыми можно работать и куда можно вносить правки», — рассказал соучредитель общественной организации «АвтоЕвроСила» Александр Чернявский.

Читайте такжеАвтомобилям на еврономерах осталось недолго колесить по украинским дорогам

Напомним: законопроект №8487 полностью меняет формулу, по которой сейчас насчитываются налоги на иномарки. Так, предлагается ввести так называемые базовый коэффициент: 50 евро для нового автомобиля с бензиновым мотором объемом 1 литр и 75 евро — для такой же дизельной машины. То есть иномарки без пробега с такими параметрами действительно можно будет растаможить за 50 и 75 евро соответственно. Правда, придется платит еще 20% НДС, но в итоге все равно выйдет дешевле чем сейчас. На данный момент средняя стоимость растаможки автомобиля составляет примерно 33% от его стоимости. Это значит, что за иномарку за 10 тыс. евро в бюджет придется заплатить 3,3 тыс. евро.

Для машин, которые отличаются от «базовых», в законопроекте 8487 предложены различные повышающие коэффициенты. Они насчитываются как на объем двигателя, так и на возраст автомобиля. Самая большая сумма в таблице налогов, прикрепленной к законопроекту, указана для 6- литрового автомобиля, выпущенного 15 лет назад — его растаможка должна стоить 4,5 тыс. евро. Сейчас за такое авто нужно было бы платить 30 тыс. евро. Но даже тем, кто готов расстаться с такой суммой, его через границу не провезти. Старые автомобили у нас непроходные из-за несоответствия экологическому стандарту. В Украине принят европейский стандарт Евро-5, а такие машины начали выпускать только с 2010 г.

Соответственно, большинство правок евробляхеров касаются именно стоимости растаможки и возраста авто. Во-первых, они предлагают отказаться от Евро-5 и вообще не привязываться к экологическим стандартам. Если эту правку примут, в Украину можно будет импортировать даже самый отъявленный автохлам, выпущенный 20-35 лет назад. Как это соотносится с обязательствами Украины перед ЕС постепенно повышать экологические нормы — пока непонятно. К примеру, у нас уже должны были ввести Евро-6, но в последний момент отложили из-за «неготовности автомобильного рынка.

Из общей формулы цены растаможки евробляхеры хотят убрать такую составляющую, как возраст автомобиля. Они предлагают, чтобы стоимость оформления и нового, и 20- летнего авто была примерно одинаковой. Чернявский подсчитал, что оптимальной для растаможки 12-15 летней иномарки, которая в Европе стоит 3 000 евро, была бы сумма до 300 евро, а не 1000, как следует из принятого в первом чтении варианта законопроекта.

Мелкие радости

Отдельный блок правок — различные бонусы и исключения. К примеру, проект предлагает ввести «скидки» на растаможку коммерческих авто и подержанных пассажирских автобусов, и не учитывать для них экологический стандарт. По мнению «АвтоЕвроСилы» это позволит развиваться украинским перевозчикам, в частности, мелким, которые сейчас не могут закупить нужное количество транспорта.

Для льготников (инвалидов, участников АТО и др.) предлагается ввести скидки и преференции. К примеру, одна машина на пять лет вообще без платы за растаможку или другой вариант — 50% скидки от общей суммы налогов. Интересно, что едва ли не впервые в украинской истории в категорию льготников намерены включить заробитчан.

Также евробляхеры хотят обойти барьер, о котором уже писал «Минфин» после принятия законопроектов в первом чтении. Даже если принять самые лояльные ставки, легализовать бляхи, которые уже колесят по нашим дорогам, все равно будет дорого. Ведь сейчас они числятся на иностранных собственниках, а, чтобы переоформить их и поставить на украинские номера, нужно выехать за границу, снять машину с европейской регистрации, пройти ТО, оформить договор купли-продажи. Как ни крути, дешевле 2000 евро эта процедура вряд ли обойдется. С учетом 1000 евро за растаможку, получается, что за то же авто стоимостью 3000 евро, нужно будет заплатить еще столько же. А большинство евробляхеров к таким расходам явно не готово. Поэтому сейчас они пытаются пролоббировать норму о «дистанционной» легализации евроблях — то есть, тем, кто уже ездит по стране, выезжать за границу будет не нужно. А документы формальные иностранные собственники могут  прислать и по почте.

Битва номеров

Профильный парламентский комитет консолидировал весь пакет правок и начал с ними знакомиться в двадцатых числах сентября. Сразу стало понятно, что торги простыми не будут. Резко против такой «пригласительной» легализации для евроблях выступили, к примеру, депутаты Дмитрий Святаш (ему подконтрольна автомобильная группа «АИС»), Андрей Антонищак, которого связывают с Львовской таможней, и др.

Но и группа поддержки у евробляхеров внушительная. Меморандум с «АвтоЕвроСилой» о намерениях вместе работать над продвижением поправок подписали народные депутаты Владимир Парасюк, Виталий Куприй, Иван Мельничук, Юрий Деревянко, Сергей Шахов и др.

Плюс — у «АвтоЕвроСилы» есть бессменный козырь в рукаве — тысячи евробляхеров по всей стране, которые готовы подняться на массовые акции протеста. Первая в этом сезоне уже прошла под стенами Кабмина и как раз совпала с обсуждением поправок к законопроекту в профильном комитете. Чтобы придать событию максимальный резонанс, «АвтоЕвроСила» включила в список своих интересов еще и дороги, потребовав от правительства отчитаться, что делается для наведения порядка в дорожном хозяйстве.

Глава «АвтоЕвроСилы» Олег Ярошевич не сомневается, что им удастся пролоббировать большинство правок. «Мы стали «государством в государстве». Для участников есть скидки на топливо, запчасти, ремонт авто. Мы умеем организовываться и переписывать законопроекты так, как нам нужно», — заявил он.

Впрочем, пока особых результатов натиск евробляхеров не дал. Как объявила глава налогового комитета Нина Южанина, решения по правкам можно ожидать не раньше ноября. Каким оно будет — большой вопрос. В Раде хватает и ярых противников евробляхеров, которые, наоборот, настаивают на «закручивании гаек» и рекордных штрафах для владельцев авто на иностранных номерах. В принятом в первом чтении проекте №8488 прописаны штрафы за нарушение таможенного законодательства до 170 тыс. грн.

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что принятие законопроектов по легализации евроблях будут намеренно затягивать. Причем делать это будут вовсе не противники снижения налогов, а как раз сами активисты — евробляхеры. 

«Согласно Бюджетному Кодексу, за полгода до начала бюджетного года запрещено внесение изменений в налоговые законы. Поэтому проект Южаниной надо было принимать уже в сентябре. Хоть и это нарушение, но внести изменения в проект бюджета за 3 месяца еще можно. Но теперь депутаты внесли в проект 156 поправок и рассмотрение из-за этого перенесли на ноябрь (все по- новому теперь надо согласовывать с министерствами)», — отметил он. Назаренко считает, что затягивание окончательного принятия законопроектов выгодно бизнесменам, которые зарабатывают на ввозе в Украину евроблях. Ведь пока такие авто формально вне закона, нужно иметь свои каналы на границе, чтобы поставлять их в Украину. И фирмы берут за эту услугу с потенциальных покупателей до 1,5 тыс. евро. Но если проекты примут в существующем виде, каждый украинец при желании сможет завезти старую иномарку сам, уплатив в бюджет до 1000 евро. То есть многомиллионный бизнес «бляховозов» попросту умрет. Единственный для них шанс — заморозить нынешнюю ситуацию и, как минимум, оттянуть принятие законопроектов, а в идеале — и вовсе их похоронить, — считает Назаренко.

Между тем, неопределенность с законодательством притормозила продажи всех авто — и новых, и подержанных. Водители ждут, как изменятся налоги, чтобы сейчас не переплачивать лишнего. Как пояснил «Минфину» представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов, «для улучшения ситуации власти должны внести ясность в вопрос евроблях».

Константин Сопрыкин