Проект главного финансового документа страны прокомментировала главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

Правительство планирует финансировать дефицит бюджета за счет чистых заимствований на сумму 22 млрд грн в эквиваленте ($0,8 млрд) на внешних рынках и чистых заимствований в размере 52 млрд грн ($1,8 млрд) на внутреннем рынке, а также за счет поступлений от приватизации на сумму 17 млрд грн ($0,6 млрд) по сравнению с 21 млрд грн, которые заложены в бюджет 2018 года.

Официальный макроэкономический прогноз, на базе которого рассчитаны показатели бюджета, предусматривает рост реального ВВП на 3,0% год к году — до 3,9 трлн грн. Он также предполагает замедление инфляции до 7,4% с 9,9% в 2018 году. Среднегодовой валютный курс в 2019 году предусмотрен на уровне 28,2 грн/$, на конец года - 29,4 грн/$.

Предложенный дефицит бюджета соответствует обязательствам Украины в рамках текущей программы сотрудничества с МВФ. Макроэкономические прогнозы правительства предусматривают номинальный рост ВВП на 14% год к году (по сравнению с нашим прогнозом в 10% из-за низкой оценки инфляции). Тем не менее, правительство консервативно моделирует рост доходов и расходов на 10% г/г по сравнению с ростом на 16% и 18% соответственно, заложенным в бюджет 2018 года.

Кроме того, рост доходов и расходов бюджета — ниже темпов роста номинального ВВП, что является долгожданным шагом. Расходы бюджета сдерживаются замедлением темпов роста минимальной зарплаты (+ 12% г/г — до 4173/месяц по сравнению с + 16% г/г в 2018 г.), уменьшением субсидий на жилищно-коммунальные услуги и приостановлением роста зарплат госслужащих в 2019 г. Это позволит увеличить расходы на оборону, образование и здравоохранение. Правительство оценивает, что расходы на обслуживание долга вырастут на 12% — до 145 млрд грн (3,7% ВВП). Это означает профицит бюджета без учета этих расходов на уровне 1,4% ВВП, аналогично целевому показателю 2018 года.

Прилагаемые документы к проекту бюджета, указывают на то, что потребности правительства в финансировании в следующем году составят $ 12,8 млрд. Сюда входит $ 4,3 млрд внешних выплат (почти вдвое превышая $ 2,2 млрд, которые необходимо выплатить в 2018 г.), $5,3 млрд выплат по внутреннему долгу (в том числе около $ 2,1 млрд валютных ОВГЗ), и $3,2 млрд для финансирования дефицита бюджета.

Правительство планирует обеспечить свои потребности в финансировании за счет больших заимствований как на внутреннем, так и на внешних рынках. Предусматривается размещение $7,2 млрд нового внутреннего долга ($1,8 млрд в чистом измерении, что указывает на амбициозную ставку роловера на уровне 135% ) и $5,1 млрд внешних заимствований, в том числе выпуск суверенных еврооблигаций в размере $3,5 млрд. Последняя цифра, судя по всему, включает $0,8-1,0 млрд облигаций, выпущенных под гарантию Всемирного Банка, то есть обычное размещение еврооблигаций составит около $2,5 млрд. Среди других внешних заимствований правительство ожидает получения 500 млрд евро от ЕС (второй транш MFA-IV) и приток проектного финансирования. Стоит отметить, что эти целевые показатели не являются обязательными, а фактические объемы внутренних и внешних заимствований будут зависеть от условий на рынке.

На первый взгляд, проект бюджета на 2019 выглядит консервативным, но нужен детальный анализ для оценки рисков, связанных с доходной и расходной частями. Также нельзя забывать, что ключевые параметры бюджета могут измениться во время обсуждения в парламенте. Предполагается, что Верховная Рада должна принять поправки к проекту бюджета (первое чтение) до 20 октября и провести окончательное голосование до 1 декабря. Так или иначе, мы считаем, что ограниченность вариантов финансирования заставит власть проводить осторожную фискальную политику, несмотря на приближение выборов, с возможным расширением сотрудничества с МВФ, который предусматривает дополнительные гарантии.