В перечне таких товаров, в частности, одежда и обувь. Кеды Lacoste в Украине стоят больше 4,2 тыс. грн., а в Польше такие же можно купить в пересчете на гривны за 3,6 тыс. грн. Платье Zara у нас дороже чем в Польше почти на 550 грн, а поло Lacoste — почти на 1,3 тыс. грн. Причина — ввозная пошлина на одежду и обувь, которая в Украине достигает 12-40%.
Молочная и мясная продукция в соседней Польше оказалась в несколько раз дешевле, чем в столичных супермаркетах. Для сравнения автор сделал заказы в сетевых супермаркетах Варшавы и Киева. Скажем, куриная четверть в Украине стоит 47 грн./кг, а в Польше — меньше 16 грн., свиная лопатка без кости — 112,95 и 59,13 грн./кг, молоко 2,5% жирности — 22,3 грн. и 14,7 грн./л соответственно.
Марьян Заблоцкий поясняет дороговизну в наших магазинах неэффективностью отечественного животноводства и птицеводства, большим количеством фальсифицированных кормов и ветпрепаратов, разгулом болезней (стоит вспомнить вспышки АЧС в Украине). Ввозить дешевый импорт мешает высокий налог — 20% НДС по сравнению с 3-8% на еду в Польше.
То же самое с автомобилями. Kia Sportage 2.0 Euro 4 в Европе реально купить за 4 тыс. евро. Стоимость растаможки на него — 11,5 тыс евро, подсчитал автор. При этом завезти такой автомобиль в Украину легально вообще нереально, так как в нашу страну можно импортировать машины не ниже стандарта Евро-5. Отсюда — проблема с авто на евробляхах, которые в последние годы заполонили наши дороги.
Разница в тарифах на электроэнергию с Европой у нас 11%, и не в нашу пользу: если в Украине кВт ч стоит 1,35 грн., то в ЕС — 1,21 грн. Переплачиваем мы из-за формулы Роттердам+, по которой стоимость угля считается по формуле цена в Роттердаме плюс доставка в Украину. Если бы не такой подсчет, электроэнергия в нашей стране стоила бы на 15% ниже, чем сейчас, — подытожил Заблоцкий.