Даже удивительно, что факт трудовой миграции вызвал удивление отечественных чиновников только сейчас. Об этом пишет к.э.н., член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА) Виталий Шапран на LB. «С этого же начиналась евроинтеграция Польши и других соседних стран лет 10-15 назад. Польша вступила в ЕС в 2004 году. И в этом же году из Польши выехали на постоянные или сезонные работы около 0,5 млн трудовых мигрантов, но к 2014 году в общей сложности страну покинули около 2,4 млн человек, т.е. примерно 6-7% от общей численности населения или около 12-15% экономически активного населения. Однако у поляков было одно очень интересное обстоятельство, которое смягчило «миграционный удар» по экономике: на момент вступления в ЕС официальная безработица в Польше достигала 19,4%, а среди молодежи ее уровень подобрался к 40%. Поэтому для польского правительства отток рабочей силы стал спасением от безработицы. Взамен они получили денежный поток от заробитчан в качестве переводов, как и Украина сегодня», — отмечает Шапран.

Так. за 2004-2014 гг. польские трудовые мигранты перечислили в Польшу в общей сложности 35 млрд евро, получателями которых были примерно 2,5 млн домохозяйств.

В Украине экономически активного населения в возрасте 15-70 лет в январе 2018 года официальная статистика насчитала 17,7 млн человек. Это всего 62% от населения в этом возрастном диапазоне. Возникает вопрос: а что делают остальные 10,8 млн человек трудоспособного возраста, — вопрошает эксперт. Еще больше вопросов, по его мнению, вызывает численность плательщиков ЕСВ. Из 17,7 млн человек трудоспособного населения его платит около 12 млн человек, т.е. больше 4 млн человек остаются незанятыми, хотя зарегистрированных безработных в стране всего около 1,8 млн человек. Т.е. больше 2,2 млн человек или выехали на заработки, или заняты в теневом секторе, или просто не желают работать.

Часть украинцев вполне может получать социальные выплаты в Украине и одновременно подрабатывать за рубежом. В итоге, из-за этих более 4 млн человек с неопределённым статусом нам сложно определить неформальный уровень безработицы в стране.

По мнению Шапрана, украинское правительство должно бороться с последствиями трудовой миграции, приняв следующие меры:

  • привлекать иностранные инвестиции. Все страны, которые почти избавились от оттока кадров, имеют заметные прямые иностранные инвестиции. При этом нужно считать не налоговые доходы или километры отремонтированных дорог, а число рабочих мест, созданных в стране иностранными инвесторами.
  • вести переговоры с ЕС. Польша для борьбы с оттоком трудовых ресурсов начиная с 2005 года получает огромные субсидии ЕС, которые исчисляются десятками миллиардов евро.
  • создать глобальную стратегию на рынке труда. Та же Польша, уже почти поборов проблему оттока трудовых ресурсов, улучшает свой потенциал экономического роста. Для Украины такими странами-донорами могут стать среднеазиатские республики, депрессивные регионы РФ и Турции.