Более того, Конгресс США подготовил законопроекты с предложениями новых санкций против России. Как известно, 28 июля 2017 г. Сенат одобрил законопроект «О борьбе с американскими противниками через санкции» (CAATSA). Этот документ усилил некоторые санкции и оставил возможности для для их дальнейшего ужесточения. Многие члены Конгресса жалуются, что администрация сделала очень мало, и призывают принять более жесткий документ. Пресс-конференция Трампа с Путиным в Хельсинки 16 июля стала доказательством того, что потребность в новом законе о российских санкциях все-таки есть, — пишет экономист.

В целом Конгресс сосредоточен на четырех законопроектах. Все они исключительно о России. Последний и наиболее подробный законопроект «О защите американской безопасности от агрессии Кремля-2018» или DESKAA продвигают шесть сенаторов.  Этот законопроект, вероятно, может заменить другой – «О защите выборов от угроз путем установления «красных линий» или DETER – от сенаторов Криса Ван Голлена и Марко Рубио, который они подали еще в прошлом январе. Сенаторы-республиканцы Джон Баррассо, Кори Гарднер и Стив Дейнес представили также Закон о сотрудничестве в области энергетической безопасности, который фактически имеет целью наложить санкции на Северный поток-2. В Палате представителей, организатор от демократов Стени Хойер представил документ «О защите Америки от российского вмешательства», который включает в себя 18 различных законопроектов, 8 из которых имеют поддержку обеих партий. Последние три выдвинули после встречи в Хельсинки.

В сфере экономики предлагается ввести санкции на следующие четыре сектора: государственный долг, энергетика, российские государственные финансовые институты и Северный поток-2. Сейчас DESKAA выглядит как очевидная стартовая точка для переговоров через важные составляющие документа, его продвижение, формулировки и термины. И хотя полный текст законопроекта еще не доступен, он выглядит гораздо осторожнее, чем DETER. Оба документа содержат также другие требования, включая кибермероприятия и защиту американской системы голосования.

Наиболее вероятно, что новые санкции будут касаться государственного долга. DESKAA предусматривает запретить и наложить ограничения на «транзакции по новому государственному долгу РФ». То есть законопроект запретит американцам покупать российские государственные облигации, и одновременно из формулировки текста следует, что торговля будет разрешена. Учитывая, что государственный долг России составляет лишь 13% ВВП, это не драконовская, но довольно важная санкция.

Больше всего споров вызывает энергетический сектор. DESKAA выступает за санкции «на транзакции, касающиеся инвестиций в энергетические проекты, которые поддерживают государственные или полугосударственные образования России», чем обеспокоены энергетические компании США. DETER предлагает запретить сотрудничество с российскими государственными компаниями, что заставило бы американцев выйти из существующих проектов без получения компенсации. Для Каспийского трубопроводного консорциума это означало бы прекратить утечку американской нефти из Казахстана, что на самом деле было бы не слишком разумным. Американцы будут вынуждены оставить совместные проекты в недружественных странах, если их акции принадлежат санкционированным российским компаниями. Эти проблемы могут быть решены, если допустить освобождение отдельных проектов от санкций, или участие в них в известной степени, и если речь идет о больших российских энергетических компаниях, то это едва ли поможет.

DETER предлагает определить конкретное количество государственных финансовых институтов, зато DESKAA еще не поднимали этого вопроса, сосредоточившись больше на персональных санкциях. Сейчас санкциям наиболее вероятно подвергнутся институты, обслуживающие скорее Кремль, чем русский народ, и все это может быть сделано и в рамках законопроекта CAATSA.

Санкции против Северного потока-2 и его субподрядчиков пока не слишком пользуются политической поддержкой. Многие конгрессмены чувствуют себя неудобно, пытаясь диктовать Европе энергетическую политику.