Итоги уходящей недели в своем блоге на Facebook традиционно подвел Сергей Фурса. «Минфин» публикует сокращенный текст статьи.
Прошедшая неделя прошла под знаком корпоративной отчетности, которая сыпалась на инвесторов как из рога изобилия. Более того, почти все выходящие отчеты оказывались лучше ожиданий инвесторов и спекулянтов. На фоне этих цифр индекс S&P500 уверенно шел вверх, на горизонте маячили исторические максимумы, пока индекс не споткнулся о Фейсбук. Нет-нет, отчетность компании тоже порадовала, но вдруг, откуда ни возьмись, вышел финансовый директор и заявил, что цифры прироста популяции Фейсбука уже не будут такими, как прежде. Во всем виновата новая политика прайвеси. Немного цензуры, немного пуританства – и динамика новых пользователей уже не так и радует. Особенно ее прогноз.
Рынку это не понравилось, более того, он сильно испугался, в результате чего компания за день потеряла около 20%, а снижение капитализации составило $100 млрд, что стало рекордом за всю историю. Впрочем, если помнить, что с момента своего недавнего размещения на бирже (всего пару лет прошло, между прочим) акции Фейсбука выросли в 10 раз, то вряд ли можно говорить о трагедии в семье Цукерберга. Сам же индекс S&P500 закрылся на отметке 2837 пунктов, немного опустившись с завоеванных высот.
Но на каждый Фейсбук найдется свой Amazon. Цифры последнего вышли уже после закрытия торгов, так что в котировках пока они не отражены, но если вы были акционерами компании, то у вас мог бы случиться оргазм. Прибыль за квартал в $2,5 млрд тому доказательство, тем более это в два раза выше, чем ожидания аналитиков. Так что спекулянты должны уйти на выходные в хорошем настроении. Если, конечно, в пятницу не произойдет какой-нибудь форс-мажор или очередной твит президента Трампа.
Украина тоже получила свою порцию позитива от хорошего настроения на развивающихся рынках. Украинские бумаги прибавили в среднем пару пунктов и слова министра финансов о том, что сразу после решения МВФ страна вернется на первичный рынок, упали на благодатную почву. Линейка суверенных бумаг торгуется в диапазоне 6,0%-8,3%. Помогло и то, что МВФ наконец-то прочитал переведенный законопроект об антикоррупционном суде с уже новой правкой и не нашел в нем нового подвоха. Как результат, позитивный вывод и ключевая роль отводится теперь переговорам о росте тарифов. А там пока тишина. И можно предположить, что период тишины затянется. Через две недели весь МВФ уйдет в отпуск, и если миссия не приедет до этого времени, то все перенесется на сентябрь.
На родном отечественном фронте сказалось погашение крупного объема ОВГЗ, которое состоялось 25 июля и которое почувствовали даже пенсионеры. В этой серии было много денег нерезидентов. Бумаги были размещены в конце января, и именно после этого стартовало сезонное укрепление гривни. Теперь же нерезиденты выходили, причем начали делать это загодя. Но все равно большая часть осталась до последней недели и теперь активно конвертировалась в доллары, фиксируя доходность, полученную как от высокой ставки, так и от того самого сезонного укрепления гривни. Давление на украинскую валюту усилилось, и даже помощь Нацбанка, который дважды выходил с интервенциями и продал как минимум $70 млн из резервов, не удержало гривню от умеренного снижения. За неделю украинская валюта потеряла около 40 копеек и к пятнице торговалась уже около отметки 26,7 гривен за доллар. И теперь самое любопытное, станет ли текущая ситуация поворотной точкой, с которой стартует уже сезонное ослабление валюты, или гривна сбросит тяжесть нерезидентов и еще месяц продержится около своих локальных максимумов. Так или иначе, результат все равно будет тот же, сезонность и страсть местных бюджетов тратить деньги в декабре еще никто не победил, но любопытно.
Актуальность привлечения транша МВФ все больше заметна и на местном долговом рынке. Минфин проводит аукционы, привлекает гривневые ресурсы, но пока в этом году больше погасил бумаг, чем привлек денег с рынка, что довольно-таки ненормально. Помогло бы, если бы НБУ отказался размещать свои двухнедельные депозитные сертификаты, но это противоречит стремлениям того же НБУ убрать деньги из системы для борьбы с инфляцией. Впрочем, можно предположить, что если ситуация станет совсем критичной, то регулятор смилостивится и отпустит часть денег правительству. Но для этого надо нечто большее, чем пару дней задержки пенсий. И пока звучит «деньги есть, но вы держитесь. Сами».
А на рынок акций вернулась ликвидность. Не в таком объеме, конечно, как пролилась на Киев и не та, что была еще в 2011 году (не говоря уже о 2007), но объёмы торгов до устранения УБ фактически восстановились. А сам виртуальный индекс УБ даже подрос, дойдя до отметки в 1619 пунктов.