19 июля документ впервые появился в повестке дня профильного правительственного комитета — в шаге от рассмотрения на Кабмине. Однако Минфин его отозвал. С планами доработать и вернуться к этому вопросу в сентябре. Официальное объяснение — законопроект не полностью соответствует заявленным в нем целям.
Чего хочет правительство: Законопроект об усилении контроля за состоянием состоятельных украинцев содержит важные изменения, предусмотренные Дорожной картой по внедрению международных стандартов прозрачности и обмена информацией.
- Он позволит Украине реализовать требования по внедрению Стандарта обмена информацией по запросу (EOIR) и стандарта автоматического обмена финансовой информацией (AEOI)
- Еще одна причина — в 2017 году Украина присоединилась к плану BEPS (Base erosion and Profit Shifting). План BEPS — это комплекс международных мероприятий по противодействию размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, разработанный странами G-20 и членами ОЭСР.
В понимании Минфина налогоплательщик с высокими доходами — это тот, кто соответствует одному из этих критериев.
- Плательщик является конечным бенефициаром крупного налогоплательщика.
Крупный налогоплательщик — юридическое лицо или постоянное представительство нерезидента в Украине с объемом доходов за год, предшествующий отчетному, более 50 млн евро. Также крупными считаются плательщики, которые оплатили в госбюджет более 1 миллиона евро налогов. При этом сумма уплаченных налогов без таможенных платежей должна превышать 500тысяч евро.
- Богатый украинец — тот, кто напрямую или косвенно владеет 10 и более процентами уставного капитала или права голоса приобретенных акций налогового резидента другого государства с доходами более 1 млн евро в год, предшествующий отчетному.
Богатыми будут считаться украинцы с годовым доходом более 50 млн гривен. Итак, если налогоплательщик имеет статус «лица с большими доходами», это будет отображаться в государственном реестре физических лиц.
Для богатых украинцев законопроект вводит штрафы за несвоевременное представление налоговых деклараций. Размер штрафа — 10% от суммы начисленного налога на доходы физических лиц.
Кроме этого, налоговики смогут дольше проверять декларации состоятельных граждан. Так, согласно предложенным министерством вариантом, контролирующие органы имеют право проверить правильность данных в налоговых декларациях в течение 3650 дней (10 лет) со дня подачи декларации.
Если законопроект заработает, то банки будут предоставлять ГФС расширенную информацию о своих состоятельных клиентах по письменному требованию налоговиков. Речь идет об остатке средств на счетах, операциях списания и зачисления средств. ГФС фактически получит доступ к банковской тайне.
Что это даст: Минфин утверждает, что соответствующая информация позволит выявлять лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, предотвращать вывод средств из Украины и пополнять бюджет.
При этом собеседники в правительстве уверяют, что пока речь идет пока об усилении контроля за богатыми украинцами. Повышение налогов не планируется.
Что дальше: Доработка законопроекта может продолжаться как минимум до сентября.
Перспективы его принятия нечеткие. Провести документ через Кабмин и парламент будет сложно, потому что он затрагивает несколько чувствительных моментов.
- Первый касается раскрытия банковской тайны.
- Второй связан с возможным давлением со стороны налоговиков после получения новых полномочий на плательщиков.
- Третий — доступ ГФС к банковской тайне накануне выборов может иметь непредсказуемые последствия и раскрыть нежелательные финансовые связи.