По итогам июня в Украине было продано около 6,2 тыс. новых машин. Это на 5% меньше, чем в мае, который из-за обилия выходных дней всегда считался мертвым сезоном. По сравнению с показателями июня прошлого года продажи авто и вовсе просели на 9,3%, — сообщил «Минфину» глава AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Показательно, что спад на авторынке начался совсем недавно: в апреле продажи упали, но совсем незначительно — всего на 0,5%. А в марте салоны еще фиксировали увеличение сделок на 16%.
«Минфин» разбирался почему украинцы вдруг охладели к новеньким авто и как смена покупательских настроений отразится на итогах развития отрасли.
Б/у и бляхи против новых авто
Олег Хмельницкий поясняет: спад на рынке новых авто спровоцировало активное развитие сегмента подержанных машин. Растет как легальный импорт б/у авто, так и поставки евроблях. По данным Омельницкого, ежемесячно в Украину завозится порядка 8-9 тыс. иномарок, которые проходят таможенное оформление и ставятся на украинские номера, а также 20-30 тыс. машин на иностранной регистрации.
В итоге, если ранее импорт новых машин опережал поставки подержанных, то в этом году «гонщики» впервые обогнали официальных импортеров. В июне в Украину завезли б/у авто на 50% больше, чем новых.
Эту тенденцию подтверждают и в ассоциации «Укравтопром». По ее данным, в июне доля авто с пробегом составила 58%. Из поставленных на учет 15,3 тыс. легковушек 8,8 тыс. оказались импортным секод-хендом. «Это рекордное количество ввезенных автомобилей, бывших в эксплуатации, которые регистрировались в Украине в течении одного месяца», — констатируют в «Укравтопроме»
Спрос на б/у иномарки, по сравнению с июнем прошлого года, вырос почти вдвое, а по сравнению с маем 2018 г — на 14%, — подсчитали в ассоциации украинских автомобилестроителей.
Самыми ходовыми б/у авто оказались Volkswagen — их поставили на чет почти 1,4 тыс. шт за месяц. На втором месте Renault (1,3 тыс.), на третьем — Skoda ( 855 шт.).
«Всего с начала года украинскую прописку получили 41,8 тыс. импортных легковых авто с пробегом, что на 83% больше чем за аналогичный период прошлого года», — подытожили в «Укравтопроме».
«На первый взгляд, те же бляхи не конкурируют с новыми авто. Но на самом деле это не совсем так. Ведь в последнее время на еврономерах все чаще ездят даже премиальные авто», — добавил PR-менеджер «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов.
А Омельницкий добавил: бляхи разрушают привычную цепочку продаж автомобилей. Украинцы, которые хотели бы обновить авто, просто не могут продать свою старую машину по приемлемой цене, которой бы хватило на приобретение новой легковушки. Особенно губительным засилье евроблях оказалось для эконом-сегмента новых машин. Недорогие автомобили в салонах сейчас покупают крайне редко, предпочитая им более престижные подержанные модели или иномарки на иностранных номерах.
Как уже писал «Минфин», сейчас в парламенте есть несколько законопроектов, которые должны решить проблему евроблях. В них предлагается резко снизить акцизы как на подержанные, так и на новые авто (в зависимости от объема двигателя и возраста авто — до 6 раз, что позволит сэкономить на оформлении машины до 5-7 тыс. евро), а также жестко штрафовать владельцев нерастаможенного транспорта (штрафы до 170 тыс. грн.). Но активисты, представляющие интересы евробляхеров, эти идеи резко раскритиковали и проекты пока зависли в Раде. Это, с одной стороны, позволяет импортерам машин на бляхах завозить в Украину все больше таких моделей. А с другой, еще больше снизило спрос на новые иномарки. «Украинцы заняли выжидательную позицию. Даже те, кто планировал покупать автомобиль в салоне, пока решили не спешить в надежде, что законопроекты примут и авто подешевеют», — пояснил Владимир Иванов.
Читайте также: Легализация или зачистка
Что покупают
По словам Олега Омельницкого, более-менее стабильно идут продажи новых авто среднего и премиального классов. Но и там 50% сделок обеспечивают корпоративные клиенты, за счет которых сейчас в основном и живут салоны.
Владими Иванов добавляет: предпочтения украинцев в последнее время заметно изменились. Прежде чем выбрать ту или иную модель, они тщательно изучают ее технические характеристики, обращают внимание на экономичность (в связи с этим растет спрос на авто с дизельными двигателями), заказывают лишь самые нужные опции и не готовы платить за «излишества». Как и ранее пользуются спросом внедорожники, ведь проходимость украинских дорог лучшей не становится.
А вот что касается автомобильных брэндов, то тут ситуация меняется едва ли не ежемесячно — все зависит от ценовой политики продавцов, наличия машин на складах и готовности дилеров предоставлять кредиты.
Так, в июне Toyota и Renault удалось сохранить за собой первую и вторую позиции в списке лидеров. А вот Hyundai, который в мае входит в топ-3, в прошлом месяце уступил свое место Skoda. Дилеры этого чешского автобренда сумели увеличить продажи почти на 35% и занять более 8% рынка. Как поясняют в AUTO-Consulting, такой рекорд отчасти поясняется скандалом с Volkswagen, который традиционно конкурирует с автомобилями Skoda.
Читайте также: Почему не любят евробляхеров
В мае украинский импортер Volkswagen — компания «Порше Украина» — признала проблемы с сертификацией партии автомобилей Golf Sportwagen (Variant) мексиканского производства. Речь идет об уже проданных 2,8 тыс. машин. Эти модели пользовались высоким спросом, так как стоили совсем недорого — порядка 18 тыс. долларов. Дя сравнения: цены на другие модификации Golf доходили до 40 тысяч долларов. Как выяснилось, мексиканские авто попали в Украину на фоне дизельного скандала и они явно не отвечают европейским стандартам, которые приняты и в нашей стране. Что теперь будет с этими авто —неизвестно. Импортер заявил, что «интенсивно работает над изучение фактов и поиском лучшего для клиентов решения». Но, понятно, что желающие купить недорогой Volkswagen переключились на другие марки. В итоге Volkswagen опустился в рейтинге с 5 на 6 позицию. В AUTO-Consulting также отмечают рекорды продаж Peugeot — плюс 36%, что позволило марке ворваться в топ-10 (она переместилась с 12 позиции на 8).
Поменялись и лидеры в премиум-сегменте — сбавили активность дилеры Audi, а номером один стал Mercedes-Benz, которому удалось продемонстрировать рост продаж на 29%, — констатировали исследователи.
Еще одной тенденцией июня стала «разморозка» сегмента китайских автобрэндов. «Так, Chery уже стабильно выходит на продажу под 100 авто в месяц, набирает обороты и Geely. Последней даже удалось опередить узбекский Ravon», — рассказали в AUTO-Consulting. В то же время продукция отечественного автопрома продолжает терять почитателей. В прошлом месяце в Украине нашлось лишь полсотни ценителей техники Запорожского автомобильного завода, хотя его модель Sens стали самыми дешевыми легковушками в отечественных салонах.
Эксперты уверены — в июле кризисные тенденции на рынке новых авто еще больше усугубятся. Теперь продажи будут тормозить не только неконтролируемые поставки импортного автомобильного секонд-хенда, но и законодательная неопределенность. Осенью ситуация может еще больше обостриться, если сбудутся прогнозы финансистов об очередном скачке курса доллара, который наверняка заставит дилеров переписать ценники. По словам Владимира Иванова, уже сейчас понятно — по итогам года рынку вряд ли удастся выйти на отметку в 100 тыс. проданных авто, как прогнозировалось в начале 2018 года.
Константин Сопрыкин