Ставка на комплексные решения
В целом, по мнению собеседников издания, украинская сфера e-commerce движется в рамках общих мировых трендов, среди которых мультиканальность, мобильный трафик и процессинг, персонализация предложений для каждого клиента.
«Одной из самых первых хорошо реализованных моделей мультиканальности я увидел у „Интертоп“, где в режиме реального времени можно увидеть наличие в магазинах товаров, отложить их через интернет, а затем прийти померять, купить или же оставить продавцу», — говорит Давид Браун, CEO TemplateMonster & Weblium.По его словам, главным драйвером роста электронной торговли в Украине будут сервисные направления.
«Именно поэтому, мы, например, создаем конструктор сайтов, где выполняем работу за бизнесменов, а не даем им сразу неясный инструмент, — подчеркивает Давид Браун. — По первой сотне клиентов Weblium (платформа, позволяющая создавать веб-сайты и развивать бизнес в интернете — ред.), мы уже видим, что это и есть модель будущего — закрывать потребности клиента под ключ, а не предоставлять полуфабрикаты».
По его прогнозам, не исключено, что в скором времени появится масса различных проектов коллаборации между игроками рынка, чтобы предоставить комплексное решение потребителю.
Все в онлайн
Традиционные магазины уже давно открыли свои «торговые представительства» в интернете, однако сейчас их тактика меняется: офлайн-игроки делают ставку на e-commerce как стратегическое направление развития, а сами магазины трансформируют в шоу-румы, которые выполняют не столько продажные, сколько промо-функции.
«В условиях все более жесткой конкуренции в e-commerce выиграют те игроки, которые смогут обеспечить наиболее актуальный ассортимент, конкурентные цены и максимальное удобство для клиентов», — считает управляющий партнер UAPAY и Softinvest Дмитрий Зарахович.
Впрочем, по его словам, отличительной чертой украинского рынка e-commerce все еще остается большое число случаев интернет-мошенничества, недостаток знаний у обычных потребителей о правилах совершения покупок в интернете и низкий уровень доверия между покупателем и продавцом.
Поэтому интернет-магазины все больше обращают внимание на формирование доверия между ними и клиентами.
«Одним из инструментов может послужить комплексное решение, которое условно можно назвать термином „Безопасная сделка“. Прежде всего, речь идет об escrow-сервисе, который также называют условным депонированием. Его суть в том, что покупатель передает деньги независимому платежному провайдеру на „хранение“, и продавец получит их только тогда, когда выполнит все обязательства по сделке, — объясняет Дмитрий Зарахович. — Первые в Украине escrow-сервисы уже внедрены на платформе онлайн-объявлений OLX в рамках решения „OLX доставка“ и на площадке Prom.ua в рамках услуги „Покупка без риска“. Разработчиком и интегратором сервиса выступает компания UAPAY».
Кроме того, по словам эксперта рынка, многие магазины все еще предлагают услугу покупки товара наложенным платежом, что также позволяет застраховаться от мошенничества.
«Escrow-сервис будет постепенно вытеснять наложенный платеж, поскольку предлагает более низкую комиссию при оплате за товар, возможность онлайн-оплаты покупки, а также справедливый баланс ответственности между продавцом и покупателем», — прогнозирует Дмитрий Зарахович.
Равные среди равных
Рынок электронной торговли Украины действительно динамично развивается.
«Результаты конкурса E-Awards 2018 говорят о том, что монополия больших игроков в сфере e-comуже не является аксиомой. На сцену выходят новые небольшие игроки, которые способны дать фору даже старожилам рынка, — подчеркивает CEO Ukrainian E-Commerce Expert Артем Рудько. — Они переносят в онлайн, казалось бы, классические товары и услуги, которые раньше можно было приобрести только офлайн. Например, некоторые услуги страховщиков, которые когда-то требовали вашего физического присутствия в офисе компании. Даже покупка ткани сейчас уже не требует изнурительного похода по магазинам. Грубо говоря, „пощупать“ продукцию и тут же заказать ее доставку можно со смартфона».
По его словам, конкурс интернет-проектов Ukrainian E-Commerce Awards 2018 показал, что даже небольшие нишевые онлайн игроки имеют шанс на победу.
«Конкурс дает возможность заявить о себе более широкой аудитории, объективно оценить свое детище, сделать выводы и, возможно, поработать над ошибками. Это отличный тест как для новичков в e-commerce, так и для уверенных в себе опытных игроков», — резюмирует Артем Рудько.
Как ранее сообщал Минфин, 20 апреля были названы победители ежегодного Всеукраинского конкурса Интернет-проектов E-Awards 2018. В этом году заявки на участие в конкурсе подали более 300 Интернет-проектов, которые работают в Украине. В ходе голосования в номинации «Выбор потребителей» проголосовали более 15 тыс. покупателей.
Справка
Ukrainian E-Commerce Awards— это независимая профессиональная премия, присуждаемая лучшим игрокам рынка e-commerce. Главная цель награды — создать силами отраслевого сообщества знак отличия, гарантирующий конечному покупателю надежность услуги и безопасность покупки. А также выделить неординарные достижения игроков e-commerce в Украине за последний год.