В конце 2016 года ABH Holdings, который владеет Альфа-Банком, выкупил 99,9% акций Укрсоцбанка у итальянского банковской группы UniCredit Group. С тех пор два банка показывают совершенно разные результаты. Альфа-Банк растет и получает прибыль, открывает новые отделения и привлекает вкладчиков.
Укрсоцбанк — наоборот, несет миллиардные убытки, сворачивает сеть и теряет клиентов.
«Минфин» пообщался с Иваном Свитеком — топ-менеджером обоих банков, — чтобы понять, что происходит в финучреждениях, каковы их перспективы и как скоро завершится слияние банков.
Как Альфа-Банк и Укрсоцбанк закончили 2017 год? Каким вообще был для них прошедший год?
Прошлый год для Альфа-Банка Украина был успешным — мы получили прибыль на уровне 600 млн грн. Укрсоцбанк, для которого 2017-й стал первым полным годом в собственности Альфа-Групп, закончил его с «минусом» в 3,6 млрд гривен, что в четыре раза меньше, чем по итогам 2016 года. Такой финрезультат объясняется признанием убытков, которые накопились при предыдущих собственниках.
Но несмотря на это, я бы назвал 2017 год успешным и для Укрсоцбанка, поскольку нам удалось интегрировать два банка и гармонизировать бизнес-процессы.
Как начался 2018 год? Как Вы оцениваете ситуацию в банковской системе в целом в этом году? Какие видите риски?
Ситуация стабилизировалась. Это касается многих аспектов: мы видим рост кредитного портфеля, улучшения его качества, увеличение объема комиссионных доходов, активное внедрение новых технологий. Это целый комплекс факторов.
Какие результаты, по вашим прогнозам, покажут Альфа и Укрсоц в этом году? Удастся ли нарастить прибыль Альфы, сократить убыток Укрсоца?
Мы не оглашаем наши финансовые цели. Но уверен, что этот год станет еще более успешным для банков группы.
С 1 февраля вы заняли должность главы Укрсоцбанка, но, по сути, вы управляете двумя банками? Каковы ваши первоочередные задачи на новом посту?
Моя роль – эффективное управление банковскими и финансовыми активами группы ABH Holdings в Украине. Среди ключевых задач, конечно, интеграция двух банков. Также в топ-5 задач входят развитие бизнеса и технологическое развитие, работа с проблемными активами и построение новой корпоративной культуры.
Насколько вообще сложно управлять банками, которые находятся в процессе слияния? С какими вызовами вы сталкиваетесь?
Год назад, когда интеграция Альфа-Банка и Укрсоцбанка только начиналась, процесс действительно шел очень сложно. Было много тактических вопросов по синхронизации процессов, мотивации и обучению персонала. Практически весь прошлый год мы занимались только их решением.
Сейчас все эти процессы отлажены, и все работает в автоматическом режиме. Потому в данный момент я больше занимаюсь развитием бизнеса, как розничного, так и МСБ и корпоративного.
Укрсоцбанк закрыл достаточно много отделений в прошлом году. Альфа-Банк — наоборот, расширяет сеть. Это новые отделения или Укрсоцбанк просто передает отделения на баланс Альфа-Банка?
Да, в основном это перевод отделений на баланс Альфа-Банка. Вдобавок, когда мы покупали Укрсоцбанк, у него было огромное количество неэффективных отделений. Мы их закрываем, так как содержать нет смысла. Эту работу должны были делать экс-собственники банка еще много лет назад, а не мы сейчас.
Также стоит учитывать миграцию клиентов. Сейчас многие отделения работают в формате «2 в 1», то есть на два банка, что позволяет клиентам удобно мигрировать. Когда в конкретном отделении клиентов Альфа-Банка будет больше клиентов, чем клиентов Укрсоца, мы будем «менять вывеску», ну и продолжать работу над дальнейшей миграцией.
По этой причине у Укрсоцбанка стабильный отток депозитов физлиц, а у Альфа-Банка — прирост?
Да, мы не теряем клиентов. Они просто переводят депозиты в Альфа-Банк.
По Вашим прогнозам, когда вывески Альфа-Банка будут висеть на всех отделениях Укрсоца?
Это произойдет только в момент юридического слияния банков. Примерно через год. У объединенного банка будет новый бренд. Но уже в этом году объемы бизнеса в Укрсоце существенно сократятся — мы ожидаем, что до конца года 70-75% его активных клиентов мигрируют в Альфа-Банк.
Вы говорите об активных клиентах, а что будет с проблемными? Ведь в портфеле Укрсоцбанка значительная доля приходится на просроченную задолженность по тем же ипотечным кредитам…
Доля проблемных долгов в Укрсоцбанке действительно высока, но постепенно сокращается. Практически сразу после покупки в Укрсоцбанке начала применяться экспертиза «Альфы» по работе с проблемными долгами, и теперь ситуация улучшается с каждым днем. В основном, консенсус достигается через добровольное урегулирование просроченной задолженности через продажу залога или покупку его у нас по согласованной с банком цене. Во втором полугодии 2017 года мы вышли на цифру в 200 урегулирований в месяц, хотя начинали с более скромных 30-35 сделок в месяц. Если раньше мы планировали разрешить вопрос с проблемной задолженностью Укрсоца за 5 лет, то с нынешними темпами мы сможем это сделать за три года.
С корпоративным портфелем аналогичная динамика? Ведь у Укрсоца было много крупных безнадежных должников, в частности в строительной отрасли и девелопменте, которые воевали с банком.
Ну есть и такие, кто воюет до сих пор. Но мы отстаиваем свои интересы. Пути решения в подобных случаях всего два — суд или переговоры. Договариваться, конечно, всегда лучше. Поэтому и здесь у нас есть прогресс.
В этом году Альфа-Банк и Укрсоцбанк подпадают под стресс-тестирование НБУ. Вы не ожидаете, что в связи с этим придется докапитализировать банки?
Нет. Подождем результатов, а потом будем решать. НБУ постоянно ужесточает требования к капиталу. Альфа-Банк и Укрсоцбанк полностью соответствуют этим требованиям. В любом случае, наша задача сейчас – сфокусироваться на качестве портфеля. Поэтому мы одновременно занимаемся взысканием плохих долгов и заменяем их новыми, хорошими.
Кроме требований к капиталу, НБУ ужесточает и правила финмониторинга. Более того регулятор постоянно штрафует банки и вводит санкции против банкиров. Альфа-Банк и Укрсоцбанк подпали под штрафы Нацбанка?
Времена меняются, требования становятся жестче. Я считаю, что это правильно. Мы адаптируемся и учимся на нашем опыте. Базовые принципы Know Your Customers всегда были в основе деятельности банка. А учитывая тот факт, что мы входим в международный холдинг, выполнение основных требований продиктовано и необходимостью соответствия международным нормам и правилам.
Сейчас наши усилия сосредоточены на усовершенствовании принципов скоринга как при входе клиента в банк, так и во время его бизнес-деятельности, различных аналитических баз данных и систем, которые помогают оперативно выявлять сомнительные операции. Ведь бизнес становится сложнее, а у недобропорядочных клиентов схемы изощреннее.
Но каковы результаты проверок по финмониторингу?
В Укрсоцбанке проверка по финмониторингу в стадии завершения. О результатах говорить пока рано. В Альфа-Банке проверка закончилась в прошлом году. Конечно, замечания были, как и у других участников рынка. Среда, в которой пока работает страна — непрозрачна, системы контроля несовершенны. Банки продолжают страдать от недобросовестных клиентов, осуществляющих сомнительные операции. При этом не существует регресса ответственности этих клиентов.
Отказывая им в сотрудничестве в соответствии с законом, мы понимаем, что они уходят в другие банки. При этом «черных списков» в системе нет, технологии обмена информацией пока затруднены, поэтому банки под строгим надзором регулятора остаются один на один со своими проблемами. И несут за них полную ответственность. Безусловно НБУ сделал много в этом направлении, но большая работа ещё впереди.
Альфа-Банк активно развивал кредитование физлиц в 2017 году. Судя по рекламе, максимальная сумма кеш-кредитов, которую вы предлагаете заемщикам, за год увеличилась в два раза. На сколько вырос портфель потребкредитов Альфа-Банка в прошлом году?
Портфель потребкредитов населению за прошлый год почти удвоился с 4,2 до 8,1 млрд грн. Но, в основном, это кредиты на небольшие суммы.
Сколько из этих новых займов перешли в категорию «просроченных»?
Доля проблемных займов очень маленькая — менее 2% от всех новых кредитов. Это один из лучших показателей на рынке.
Альфа-Банк выдает и кредиты наличными, и кредитные карты. С точки зрения банка, что выгоднее?
Мы думаем о том, что выгоднее и удобнее клиенту. Эти продукты имеют разную цель и предназначены для разных потребностей.
Ставки по депозитам снижались весь прошлый год и в начале текущего. За годовые гривневые вклады физлиц Альфа-Банк и Укрсоцбанк предлагают 15% годовых. Почему тогда такие высокие ставки по кредитам и почему они не падают?
Во-первых, НБУ значительно повысил учетную ставку. Соответственно, банки также вскоре повысят ставки по депозитам.
Во-вторых, стоимость кредитов определяется не только ставками по депозитам и аппетитом банка к прибыли, но и целым рядом других факторов – операционными расходами на содержание сети отделений, рисковостью бизнеса, ситуацией с защитой прав кредиторов. Потому не стоит принимать во внимание только один из факторов для оценки динамики кредитных ставок.
Но, все же, когда кредиты начнут дешеветь и станут доступней для потребителей?
Когда стабилизируется ситуация в стране, когда пройдут крупные экономические шоки от кризисов 2008 и 2014 годов. Только тогда будет вероятность, что ставки пойдут вниз.
По данным НБУ, в прошлом году рынок потребкредитов вырос более чем на 42%. В Нацбанке уже не раз намекали, что внимательно следят за этим сегментом, опасаясь, что там надувается новый «пузырь». По вашему мнению, есть ли основания для таких опасений?
Я бы не назвал это кредитным бумом. Такую динамику потребкредитования обусловило два фактора. Во-первых, банки несколько лет почти не выдавали кредиты, поэтому накопился отложенный спрос. Во-вторых, в 2017 году высокими темпами росли реальные доходы граждан. То есть, факторы объективные, поэтому вряд ли стоит говорить о «пузыре».
Из 3,9 млрд грн новых потребительских кредитов, которые выдал Альфа-Банк в 2017 год, только 2% — невозвратные. Фото: Сергей Владыкин для «Минфина»
А как обстоят дела с кредитованием бизнеса?
Если говорить о малом и среднем бизнесе (МСБ), его сейчас почти никто не кредитует. Мы определили потребности бизнеса и работаем в этом направлении. В частности, обновляем линейку кредитных продуктов, а также готовимся к запуску большого проекта мобильных расчетов для предпринимателей. Это подтолкнет проникновение безналичных расчетов в сегменте мелкой розничной торговли и сферы услуг, которая сейчас, в основном, в серой зоне.
Что касается корпоративного кредитования, то там преимущественно происходит реструктуризация. Агросектор показывает рост, но достаточно умеренный. Также неплохая динамика есть в сфере услуг, розничных продаж, IT. Но здесь компании сильно закредитованы, а суммы новых займов слишком малы.
Недавно на украинском рынке появился необычный проект – monobank. Он представил разные удобные функции клиентам, например, поддержку в популярных мессенджерах. Спустя полгода Альфа-Банк также перешел на мессенджеры. Monobank взбудоражил рынок? Что еще планируете позаимствовать из их опыта?
Вряд ли можно говорить, что мы позаимствовали идею у Monobank. Сейчас все банки идут в едином направлении — развитие удаленных каналов, бесконтакт, мессенеджеры, по аналогии с зарубежными банками. У одних внедрять новинки в Украине получается быстрее, у других — дольше, но появятся они, полагаю, у большинства.
На какие еще нововведения могут рассчитывать клиенты Альфа-Банка?
Альфа-Банк – один из самых технологичных банков Украины. И вскоре мы представим множество новинок. Например, к концу лета появится полностью новое мобильное приложение для сегмента МСБ. В рознице мы недавно запустили Android Pay. Работаем над внедрением Apple Pay.
Поддержка Альфа-Банка перешла на мессенджеры. Почему из всех выбрали именно Viber?
Потому что Viber — это самый популярный мессенджер в Украине.
Планируется поддержка и других мессенджеров?
Конечно. Одновременно с Viber мы запустили чат-бота в Facebook Messenger и Telegram. Пока клиенту доступны базовые возможности нашего бота Аллы. Однако, скоро во всех мессенджерах появится возможность совершать переводы с карты на карту и другие услуги.
Альфа-Банк хочет заменить чат-ботами живых консультантов?
Да, там, где это возможно. Например, если вы сейчас позвоните в контакт-центр, вам ответит бот Алла. Для чат-ботов как раз используется ядро этой программы. Причем Алла постоянно развивается. Например, в прошлом году Алла научилась во время звонка видеть неуспешные операции клиента по карте и сразу предлагать помощь.
Говоря об Алле. Насколько она эффективна? В среднем какое количество звонков обрабатывает Алла, не переключая клиента на операторов? Навскидку, какое количество сотрудников заменяет Алла? Сколько банк экономит благодаря ей?
Алла сегодня обрабатывает 99% звонков в контакт-центр, из которых 36% закрывает самостоятельно. Показатели распознавания речи очень высокие — больше 94%. Когда в апреле Алла начала общение в мессенджерах, то порядка 75% обращений закрыла самостоятельно.
Алексей Рябуха