Потенциал у обновленной системы есть, отмечают банкиры: скорость работы частников в разы превышает показатели их коллег из Государственной исполнительной службы.
Ключевая проблема на стороне Минюста, который считает эту реформу одним из главных достижений прошлого года: министерство так и не смогло решить вопрос оперативной аттестации частных исполнителей, зарегистрировав в системе за год всего 100 активных участников. По подсчетам министерства, украинскому рынку нужно в 20 раз больше частных исполнителей.
Как работает обновленная система и в чем причина возникших проблем, разбирался Минфин.
Идеологический эффект
Первые частные исполнители приступили к работе в августе-сентябре прошлого года. По данным Минюста, на момент начала реформы, уровень исполнения судебных решений в Украине составлял 6%. В системе при этом работало около 4 000 государственных исполнителей, на которых приходилось 4 млн дел. По словам министра юстиции Павла Петренко, 80 первых частных исполнителей увеличили долю исполненных решений до 18%.
«Мы действительно были удивлены первыми результатами: если у сотрудников ГИС уходило на взыскание 420 — 450 дней с момента решения суда, то частники успевают уложиться за 90 дней», — говорит руководитель Инновационного центра коллекшн Альфа-Банка и Укрсоцбанка Елена Супрун.
Как уточнил «Минфину» замминистра юстиции Сергей Шкляр, частники довели до взыскания около 80% начатых производств. От взыскания до реализации имущества у частных исполнителей обычно проходит около 14 дней.
Как отмечает советник предправления Идея Банка по юридическим вопросам Юлия Карпец, количественные показатели работы частников в масштабах банков пока не столь заметны. По ее словам, банкиров больше волновало отсутствие конкуренции и низкая мотивация исполнителей из госсектора.
«Главное изменение, скорее, идеологическое: появилась альтернатива при выборе институций между государственным и частным исполнителем в процессе принудительного исполнения решений судов и других органов. Но если говорить в целом, на эффективность результатов взыскания по банковским портфелям это пока не повлияло», — отмечает Карпец.
Еще один качественно новый момент — проследить за ходом исполнительного производства можно на сайте Миюста в системе АСИП (автоматизированная система исполнительных производств).
Мотивация без гарантий
Причина более высокой эффективности частников очевидна: они заинтересованы в том, чтобы максимально быстро получить свое вознаграждение — 10% от суммы взыскания, объясняет Елена Супрун.
По словам Юлии Карпец, особенно оперативно частные исполнители работают в случаях, когда должником выступает крупное юрлицо, имеющее обороты, действующее производство и залоги в виде недвижимости. Но вместе с тем, привлечение частника не дает гарантии быстрого взыскания.
«К примеру, по ипотечному кредиту без моратория и препятствий должника предмет ипотеки будет передан торгующей организации на первые торги с определением даты их проведения только на 90-й день. Это связано с регламентом проведения исполнительных действий. То есть в данном случае 90 дней — это минимум, потому что взыскание — это не торги, а получение реальных денег», — говорит Карпец.
По словам Супрун, своей работой частники влияют и на эффективность коллег из ГИС, которые раньше были не столь мотивированы из-за свойственной госструктурам бюрократии, а также более низких ставок вознаграждения.
«С приходом частников госисполнители тоже активизировались. Не хочется ругать ГИСы, но преимущество частных исполнителей изначально было очевидным: одной машине развернуться проще, чем колонне», — считает Супрун.
Не каждому дано
Несмотря на локальную эффективность частных исполнителей, глобального эффекта они пока не демонстрируют. По словам Юлии Карпец, частников по-прежнему критически мало, в некоторых областях Украины они не представлены вообще.
Украине нужно не менее 2 000 частников, говорят в Минюсте. По данным Павла Петренко, только в прошлом году заявки на статус частного исполнителя подало больше 1000 человек. Реальные разрешения на работу получили только 100 из них.
Для того, чтобы стать частным исполнителем нужно пройти обучение и сдать квалификационный экзамен. С задачей справляются далеко не все: по итогам последней квалификации (экзамен прошел 19 февраля) удостоверение исполнителя получили только 7 из 18 соискателей. 29 января успешно завершить обучение удалось 6 претендентам, еще 15 человек не смогли сдать экзамен.
«Раньше обучение проходило только при Минюсте, сейчас мы договорились с Одесской юракадемией, что должно ускорить процесс. Вообще мы хотим, чтобы исполнители обучались на местах, а в Киев приезжали только сдавать экзамен», — рассказал «Минфину» Сергей Шкляр.
По его словам, аттестационная комиссия при Минюсте из-за несовпадения графика ее членов успевает принимать не более двух экзаменов в месяц.
Будущее и настоящее
Сравнительно невысокая конкуренция и отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров позволяет действующим частным исполнителям самим диктовать правила игры своим заказчикам.
Как отмечает Юлия Карпец, нередко они отказываются заниматься слишком мелкими, по их мнению делами. В отдельных случаях, частники, чувствуя свою безальтернативность, могут выполнять работу некачественно, добавляет Карпец. Например, есть прецеденты, когда имущество должника описывалось в слепую, без выезда на место.
«Частные исполнители строят свою бизнес-модель так, чтобы она не была убыточной. Поэтому они стараются работать с кейсами, в производстве по которым затраты (денежные, часовые и т.д.) будут меньше. Главным образом, они отказываются работать с необеспеченными долгами на небольшие суммы, а также с кредитами, обеспеченными движимым имуществом, поиски которого требуют затрат», — поясняет Карпец.
Банкиры пока не берутся давать четкую оценку реформе — для этого нужно, чтобы с момента ее запуска прошел, как минимум, год. В будущем финансисты ожидают более заметных результатов работы частных исполнителей. По мнению министра Петренко, увеличение штата частников до 2 000 человек позволит повысить уровень исполнения судебных решений в Украине до 60-70%.
Ольга Терещенко