Под объявленные в пятницу санкции США круче всех попал Олег Дерипаска. Почему американцы выбрали именно его в качестве первого мальчика для битья среди сотен российских миллиардеров гадать не будем. Под санкции попал не только он, но и компания РУСАЛ, которой он владеет на 50%. А вот тут уже можно и поспекулировать немного. Абсолютно без злорадства. В бизнесе нельзя злорадствовать. Просто посмотрим факты.
Это не простая компания. Не мусорка и не рога с копытами для покупки яхт и домов в Лондоне. Второй в мире производитель алюминия с долей 6.2 проц. Крупнейшая публичная компания, акции которой торгуются на бирже. Среди её собственников не только «санкционные» Дерипаска и Вексельберг, но и Прохоров, и Блаватник, к которым у США, похоже, претензий пока нет. А кроме того, англо-швейцарский сырьевой конгломерат Glencore почти на 9%. Топ-10 из списка самых крупных компаний мира с годовой выручкой 200 млрд. долл. И ещё десятки тысяч частных инвесторов по всему миру, суммарно владеющие 16.6% акций. Всё это не только не остановило, но наверняка было предметом тщательного расчёта. Буквально по каждой позиции. Чтоб все инвесторы поняли. Российские активы токсичны. Чтобы все российские миллиардеры поняли. Не важен твой размер и доля на рынке, не важны твои партнеры, даже если это абсолютно посторонние люди и очень крупные мультинациональные компании. Ты делаешь что-то не то, значит и ты и они все будут наказаны.
Как будет развиваться эта история, посмотрим. Активы РУСАЛА в США арестованы и с этого рынка он уйдет. На расчеты с контрагентами дали 2 месяца. У компании порядка 7.5 млрд. долл. внешних кредитов. За день торгов акции упали на 50%. Значит уже наверняка наступили маржин-коллы и кредиторы потребуют либо дополнительные залоги, либо приостановят кредитование. Компания предупредила о возможном техническом дефолте.
Не думаю, что дело дойдет до банкротства. РУСАЛ в год продает продукции на 8 млрд. долл. и является одним из базовых российских предприятий. Перекредитуются в российских банках. Но это сигнал для других российских компаний, которые суммарно должны на внешнем рынке гигантскую сумму 350 млрд. долл. И не только для российских. Кого выбирать в партнеры, кого кредитовать. Кого, в конце концов слушать, когда говорят взрослые дяди, а кого и не очень.