Были замечены и сами банки, продающие валюту с собственной позиции под приобретение тех же ОВГЗ в свой портфель ценных бумаг. Но несмотря на продолжение расчетов с бюджетом, были достаточно активны и покупатели валюты — крупные импортеры энергоносителей и товаров потребления. Видимо они решили не упускать возможности подкупиться дешевеющей валютой и периодически выходили на рынок с выкупом возникающего ее излишка.

В целом по дню на межбанке ощущался перевес предложения валюты на спросом, что и давило на курс. Особенно продуктивными в этом направлении были первые два часа сессии, когда и произошло основное падение курса — с утренних декларативных 26,32/26,36 гривен до 26,27-26,28/26,31-26,32 к полудню. Ближе к обеду произошла коррекция до 26,29/26,33 гривен за счет выхода на рынок основной массы покупателей валюты и поглощения ими фактически всего излишка предложения доллара.

Спекулянты продолжали работать в режиме «в две стороны», не играя на активное занижение котировок. НБУ снова не выходил на торги в более публичной форме аукциона по скупке доллара. К концу сессии — за счет проведения единичных операций на небольшие суммы и появившегося незначительного превышения спроса над предложением — доллар отвоевал часть утраченных с утра позиций.Завершились торги на уровне 26,30/26,34 гривны при общем тренде на продолжение укрепления гривны. Основная часть сделок по данным ВалКли прошла в пределах широкого коридора 26,2336-26,2810.

Тем не менее, пока по-прежнему рано говорить о серьезных успехах гривны. Дело в том, что обычно в период налоговых проплат, да еще и с учетом нерезидентских вливаний валюты под покупку ОВГЗ — курс доллара проседал более значительными темпами, чем это происходит в последние дни.

Частично это связано с выкупом излишков крупными импортерами, частично — с действиями самого НБУ, который периодически поддерживает доллар, выкупая его на межбанке через интервенции по достаточно либеральному для продавцов курсу.

Это говорит о том, что в настоящий момент регулятор уже не готов к продолжению активного укрепления гривны и больше старается закрепить уже сложившийся коридор по курсу, чем продолжить политику существенного снижения курса доллара, которую мы наблюдали еще две-три недели назад.

Видимо потенциальное сокращение бюджетных и таможенных отчислений, связанных с укреплением гривны, а также объемов НДС при продаже импортных товаров внутри страны — совсем не на руку как непосредственно Министерству финансов, так и самому Нацбанку (как госорганам, тесно связанным в этом вопросе и в конечном итоге — существенно влияющим своими действиями на объемы таких поступлений в казну).

Поскольку инфляционный налог (читай во многом- курсовой) на бизнес и население составляет сейчас значительную долю государственных доходов (за счет увеличения их номинальных объемов при росте курса) — у НБУ, Минфина, правительства и Госказначейства постоянно возникает соблазн решения части проблем путем банального увеличения стоимости валюты вместо реальных позитивных подвижек в экономике.

В этой ситуации основательное и постоянное укрепление нацвалюты не всегда выгодно чиновникам этих структур. Так будет продолжаться до тех пор пока Украина будет иметь сырьевую ориентацию экономики и пока банальным механизмом девальвации гривны в сочетании с постоянным набиранием новых долгов вместо активного развития собственной промышленности — будет решаться вопрос латания бюджетных дыр.

Главные события 21 марта на межбанке:

1. Курс доллара снизился на 2 копейки — с утренних 26,32/26,36 до 26,30/26,34 гривен к концу сессии;

2. Нацбанк не выходил на торги в более публичной форме аукциона;

3. Зарегистрировано 500 сделок на сумму $347,52 млн по средневзвешенному курсу 26,2810.

Следите за интересными и эксклюзивными материалами «Минфина» в Telegram