В Кабмине такой проект уже готов. Он предоставляет право заниматься лотерейным бизнесом, в том числе, госбанкам. Будет ли от этого польза госказне и сколько придется потратить из бюджета, чтобы снабдить банкиров лицензиями, рассказала кандидат юридических наук, эксперт парламентской экспертной группы по евроинтерграции Зоряна Топорецкая. 

Сегодня едва ли не на всех каналах транслируется социальная реклама о пользе государственной монополии на осуществление лотерейной деятельности, а представители Минфина рассказывают о красивых перспективах проведения лотерей для государственных банков и доходах бюджета от этого в размере 1,9 млрд грн.

Хочется показать реальную картину таких перспектив со ссылкой на зарубежный опыт и расчеты. Сегодня в Украине действует исключительно два государственных банка, учрежденных Кабмином: ПАО «Ощадбанк» и ОАО «Укрэксимбанк». У Ощадбанка есть лицензия на выпуск и проведение лотерей, однако он не проводит собственных лотерей с 2007 года. ПАО «Укрэксимбанк» никогда лотерей не проводил.

По данным финансовой отчетности, опубликованной на сайтах ОАО «Ощадбанк» и ОАО «Укрэксимбанк», указанные банки, осуществляя исключительно банковскую деятельность, как правило работали с убытками. Кроме того, в 2014 году государство докапитализировало ОАО «Ощадбанк» на сумму 11,6 млрд грн., в прошлом году — на 5,75 млрд. грн. И сейчас Минфин снова рассматривает вопрос об еще одном увеличении капитала банка. 

Год

ПАО «Ощадбанк»

ПАО «Укрексимбанк»

2016

+ 464,085 млн. грн.

        — 898 млн. грн.

2015

         - 12,3 млрд. грн.

        — 14,6 млрд. грн.

2014

       - 8,6 млрд. грн.

        -  11,6 млрд. грн.

+ прибыль

— убыток

Теперь попробуем рассчитать базовые расходы банка, необходимые для начала деятельности по выпуску и проведению лотерей.

В Проекте Постановления Кабмина заложена фиксированная стоимость лицензии в размере 100 тыс прожиточных минимумов для трудоспособного лица (с 01.01.2018 г. — 1700 грн.), то есть фиксированный размер платы за выдачу лицензии составляет 170 млн гривен. В Проекте также заложена ежегодная нефиксированная плата за лицензию в размере 100 прожиточных минимумов для трудоспособного лица (170 000 грн.) ежегодно за каждый пункт распространения, в котором осуществляется визуализация розыгрыша бестиражных лотерей на терминалах электронной системы принятия ставок, и 10 прожиточных минимумов (17000 грн.) — за пункт распространения лотерей тото или 110 прож. мин (187000 грн.) — если в пункте распространяются оба указанных выше видов лотерей.

Учитывая, что у оператора лотерей должно быть не менее 5000 пунктов распространения, то указанная сумма может быть достаточно большой.

Если же говорить о распространении таких лотерей во всей сети оператора (5000) пунктов распространения), то ежегодные расходы на такие лицензии составят 110 прож. мин. (187000 грн.) * 5000 = 935 млн. грн.

Итак всего банку нужно потратить 170 млн. + 935 млн. = 1,105 млн грн. только для приобретения лицензии.

Для сравнения: оборот всего лотерейного рынка в 2016 году составил 802, 8 млн грн. (в 2015 — 1 407, 7 млн грн.).

Теперь расходы на организацию лотерей. Конечно, их невозможно точно посчитать, однако банку, как оператору лотерей, необходимо:

— открыть обособленные подразделения в городах Украины и не менее 5 тыс. пунктов распространения (арендовать помещение, купить оборудование, мебель, трудоустроить минимум 5000 человек и т.д.). Сеть Ощадбанка насчитывает около 4000 отделений. Но нужно учитывать требование, что пункт распространения должен быть в каждом населенном пункте с населением больше 5000 чел. То есть, как минимум, нужно открыть еще 1000 пунктов;

— установить электронную систему приема ставок (центральный сервер, специальное программное обеспечение, программы защиты информации, компьютерная техника и т.п.);

— приобрести не менее 5000 терминалов электронной системы принятия ставок;

-  нанять на работу менеджмент, имеющий опыт по выпуску и проведению лотерей;

-напечатать лотерейные билеты;

— сделать рекламу лотерейной деятельности и тому подобное.

Например, только заработная плата для 5000 распространителей в год при минимальном ее размере составит: 3723 грн. * 5000 человек * 12 мес = 223 380 000 грн.

Например, как заявил Питер Шетти — бывший владелец и инвестор оператора государственных лотерей ПИИ «Украинская национальная лотерея» — он в свое время вложил в развитие компании 70 млн долларов США. Даже исходя из этой суммы, это  почти 2 миллиарда гривен. Однако на сегодня указанная сумма может быть значительно больше, поскольку меняется стоимость компьютерной техники, программного обеспечения, растет стоимость арендной платы, заработная плата сотрудникам и т.д. Поэтому указанная сумма может составлять около 5 млрд. грн. Но такой размер инвестиций не гарантирует успешности и прибыльности такого бизнеса.

Так выгодно ли Ощадбанку отдать весь свой годовой доход только за право проведения лотерей, если сегодня он уже имеет бесплатную лицензию, но не пользуется ею с 2007 года?

Что касается ПАО «Укрэксимбанк», убыточность его собственной банковской деятельности означает, что денежных средств на приобретение лицензии у банка нет. Значит, ему придется просить у государства докапитализации.

Так выгодно ли предоставлять право государственным банкам проводить лотереи? Конечно нет. Ведь в этом случае вряд ли можно говорить о доходах бюджета от такой деятельности. Действительно, бюджет получит от 350 млн. до 1 млрд. поступлений от платы за лицензию для одного субъекта. Но фактически государство вынуждено будет проинвестировать для государственных банков приобретение этого права и еще дополнительно инвестировать около 5 млрд. грн. в один банк для запуска лотерей.