Недавно украинским читателям стала доступна книга «Modern Money Theory» («Современная теория денег»). Ее автор — Рэндал Рэй, известный американский экономист, профессор экономики Levy Economics Institute of Bard College (Нью-Йорк). Книга интересна тем, что дает альтернативный взгляд на то, как работают деньги, и макроэкономику в целом. Начиная с фундаментальных концепций, Рэндал Рей постепенно выстраивает каркас современной монетарной теории, дополняя его реальными примерами из экономической жизни.

Книга является еще более ценной потому, что изложенные в ней идеи позволяют углубиться в монетарные проблемы именно нашей страны. Теоретическая книга Рэндала Рея — ключ к более точному прочтению более практической «книги» — монетарной истории Украины. Итак, несколько выводов о том, как теория Рэя соотносится с украинской практикой.

Самые серьезные потрясения гривна испытывала во времена спада доверия к правительству и макроэкономических дисбалансов. «Любой может создавать деньги, но проблема в том, чтобы их приняли», — цитирует Рей в книге своего учителя, Хаймана Мински, выдающегося исследователя финансовой нестабильности. Ценность суверенной валюты обеспечивается не металлами в резервах или законами и директивами. Она гарантируется монопольным правом национального правительства собирать налоги в своей валюте и верой граждан в государственные институты. Следовательно, «Налоги управляют деньгами!»

Гривну невозможно сделать сильной исключительно монетарными инструментами, которыми распоряжается Национальный банк Украины. Надо учитывать еще и на сопутствующие условия. В частности:

— разбалансировка и слабость фискальной системы;

— склонность к популистским лозунгам вместо продуманной экономической политики;

— импульсивные тактические решения вместо стратегического анализа;

— слабые темпы экономического роста.

Несмотря на ограниченность действия, правильно подобранная учетная ставка и режим плавающего курса являются базовыми предпосылками устойчивости нашей национальной валюты.

«Фиксированный валютный курс уменьшает пространство для экономической политики», — уверен Рэндал Рей. То есть государство сможет проводить в этих условиях внутреннюю монетарную политику. Но только в том случае, если способно «накапливать достаточно иностранной валюты, чтобы защищать свою валюту». Именно поэтому глупо «привязывать» обменный курс, если нет достаточных резервов иностранной валюты в центральном банке. Здесь стоит вспомнить, чем закончились времена «фиксированного» курса с кодовым названием «7.99». Поэтому плавающий курс — пока безальтернативный вариант для Украины.

Понимание взаимосвязи между балансами частного, государственного и внешнего секторов критически важно для эффективной монетарной политики, которая должна быть скоординирована с фискальной. И речь идет не только о НБУ. Например, прошлогодние масштабные социальные выплаты, гигантские накопления на казначейских счетах и ​​резкое новогоднее вливание на рынок «гривневой массы» заметно повлияли на колебания стоимости нашей суверенной валюты. Сгладить январское падение гривны к доллару пока удалось не без участия оперативных продаж валюты из официальных резервов и резкого повышения учетной ставки. Эти шаги были вынужденной реакцией на инфляционно-девальвационную угрозу.

Опасны и популистские призывы к резкому сбросу государством «долгового ярма», которые могут привести к макрофинансовым дисбалансам. По мнению Рэндала Рея, «удачная внутренняя политика» — это акцент на «обеспечении полной занятости и ценовой стабильности, а не фокусирование на достижении определенного размера государственного дефицита или лимитов государственного долга».

Каждая страна находится под давлением внешних и внутренних угроз ее экономике. Это отражается в непредсказуемых изменениях состояния внешнего (соотношение между поступлениями из-за границы и между суммой платежей за границу) и внутреннего частного баланса (соотношение доходов и расходов частного негосударственного сектора экономики страны). Так, падение внешнего спроса на экспортную продукцию вызывает дефицит торгового баланса. Зато цели правительства по поддержанию устойчивого уровня внутренних совокупных расходов населения и сохранению деловой активности требуют дополнительных источников ресурсов. А во времена кризиса они могут быть получены только путем наращивания государственного долга и бюджетного дефицита. Таким образом, государственный долг и дефицит (дефицит государственного баланса в терминологии Рея) выступают в роли стабилизатора экономики в сложные времена. Правительство за счет дефицитности государственного сектора получает возможность снизить налоговое давление, чтобы не убить остатки частного бизнеса. Такую мягкую фискальную политику Рей рекомендует дополнить другими полезными инструментами экономической политики: контролем импорта, трансграничного движения капитала, поддержкой занятости, инвестиций, а также целевого уровня развития.

Критики бюджетного дефицита и государственного долга апеллируют к угрозе гиперинфляции. Впрочем, сам по себе бюджетный дефицит, по мнению Рэндала Рея, не может ее вызвать. В основе быстрого обесценивания денежной единицы лежат социальные политические кризисы, войны, слабые правительства, то есть более фундаментальные вещи, чем временная «печать денег» центробанком. Частично уменьшить обесценивание суверенной валюты могла бы жесткая монетарная политика и реструктуризация внешних долгов. В то же время, автор добавляет: «Надлежащее бюджетирование, а также прозрачность и подотчетность представителей власти гарантирует, что правительство не будет тратить много». Не поспоришь.