Индекс потребительских цен (ИПЦ) в январе увеличился на 1,5% к предыдущему месяцу. В годовом измерении инфляция ускорилась до 14,1% с 13,7% на конец 2017 года.  

Инфляция в январе превысила и консенсус-прогноз агентства Bloomberg (+ 13,5% год к году (г/г), и наши более пессимистичные ожидания (13,9% г/г). Ускорение инфляции в годовом измерении было вызвано дальнейшим ростом цен на топливо, а также более быстрым, чем ожидалось, подорожанием фруктов и мяса. В частности, мясо и мясные продукты подорожали за месяц на 1,1%, а рост цен в годовом измерении составил около 30%. Остальные компоненты ИПЦ также продолжали дорожать. Это вызвало дальнейший рост базовой инфляции.

Такая динамика указывает на наличие фундаментального инфляционного давления, которое вызвано совокупностью факторов. В том числе — вторичным эффектом повышения цен на сырые продукты питания (фрукты, овощи, мясо), стремительным ростом минимальной заработной платы (до 3200 грн / месяц прошлого года и до 3723 грн/месяц с января этого года), а также последствиями смягчения бюджетной политики в конце 2017 года. Кроме того, временная слабость гривны в январе могла повлиять на цены импортируемых товаров.

Мы ожидаем, что потребительская инфляция начнет замедляться в годовом измерении в ближайшие месяцы. Причины две. Во-первых, цены на мясо растут не так быстро. Во-вторых, урожай овощей и фруктов будет лучше, чем в прошлом году. 

Но инфляционное давление, вероятно, останется существенным в этом году, так как  экономическая политика правительства останется социально-ориентированной накануне выборов 2019 года, а высокие мировые цены на нефть будут подталкивать вверх производственные затраты предприятий. Положительное влияние от торможения роста цен на мясо и плодоовощную продукцию будет нивелироваться восстановлением внутреннего спроса, поэтому замедление инфляции будет постепенным. Мы ожидаем, что темпы роста цен составят 9,5% год к году на конец 2018 и 6,5% на конец 2019. Оба этих показателя - за пределами инфляционных целей Национального банка.

Таким образом, мы считаем, что центральный банк будет придерживаться жесткой монетарной политики в этом году, чтобы привести потребительскую инфляцию ближе к целевым диапазонам (4-8% в 2018 году и 4-6% в 2019 году). С учетом ускорения потребительской и особенно базовой инфляции, НБУ, вероятно, снова повысит учетную ставку 1 марта (после трех последовательных повышений в октябре, декабре и январе на 350 б.п. целом до 16,0% годовых).

Соблюдение жесткого состояния монетарной политики потребует повышения ставки примерно на 50 б.п. На это указывает один из двух показателей реальной процентной ставки, которым пользуется НБУ, а именно, — разница между учетной ставкой и базовой инфляцией. Однако решение центрального банка будет также зависеть от инфляционных ожиданий экономических агентов, которые будут опубликованы позже в этом месяце.