Есть ли у нас возможности для бюджетного стимулирования экономики? Да, но они достаточно ограничены. Свидетельством в пользу этого является, например, изменение остатка средств правительства на едином счету в Госказначействе за декабрь прошлого года – с 54 млрд до 5 млрд грн. Их львиная доля была направлена на исполнение статей, связанных с соцобязательствами. С учетом невысокого уровня жизни населения — это объяснимо, но было бы перспективно правильно хоть некоторую часть этих средств использовать для реализации государственных инвестиционных проектов. Через некоторое время это дало бы и увеличение доходов граждан, задействованных в таких проектах, и рост налоговых поступлений, и повышение уровня занятости. А если подавляющая часть доходов госбюджета будет израсходована на «социальные статьи», то справедливо говорить, что госбюджет на развитие экономики не направлен.

В текущем году необходимо воспользоваться возможностью осуществления государственных вложений в перспективные отрасли экономики. А с учетом того, что по ходу года госбюджет обычно корректируется и уточняется, возможность сделать это представится. А чтобы не было соблазна поддерживать частные предприятия, государственную поддержку следует сосредоточить на отраслях, перспективные предприятия которых находятся в госсобственности. Благо, ведущие предприятия таких отраслей как аэрокосмическая, ракетостроительная и авиастроительная остались в собственности государства. Здесь мы по-прежнему имеем неплохие позиции и перспективы на мировых рынках. Более того, генерируя и импортируя инновации в науке и производстве, Украина войдет в русло бурного развития четвертой промышленной революции.

Но не одни лишь прямые госрасходы являются эффективной мерой государственного стимулирования роста экономики. Модель, где государство является доминирующим субъектом, несущим ответственность за инвестиционный процесс, очевидно не подходит нынешней Украине. Но метод постепенного снижения налоговой нагрузки может быть подходящим для нашей страны на данном этапе. Поощрения предпринимательской деятельности и создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности — вот меры госполитики, которые нам необходимо применять. По большому счету для этого нужно задействовать два направления — дальнейшее совершенствование законодательства в плане защиты прав инвесторов, и эффективная правоприменительная практика в этом вопросе. Чтобы перейти к ускорению экономического роста именно эти задачи мы должны настойчиво решать в наступившем году. В этом, а не в эмиссионной накачке экономики, к которой призывают отдельные специалисты, и состоит возможность для органичного неинфляционного роста украинской экономики.