Банки с иностранным капиталом (OTP Bank, Райффайзен Банк Аваль, Credit Agricole, Кредобанк, ING Bank) составили достойную конкуренцию государственным банкам (Ощадбанк, ПриватБанк). Смогут ли удержать отвоеванные позиции банки – вот главная репутационная интрига 2018 г. для данного сегмента
Подводя репутационные итоги 2017 года, аналитики Noks Fishes отмечают, что формирование банками своих имиджевых моделей протекало на фоне очистки и перезагрузки банковской системы. Данный процесс имел двоякие последствия для рынка. Так, банки получили потенциальные возможности расширения клиентской базы за счет выведения неплатежеспособных игроков с рынка. При этом негосударственные банки столкнулись с конкуренцией со стороны банков государственных, существенно нарастивших свою долю в сегменте.
Как банки воспользовались данными возможностями и насколько успешно справились с конкурентными рисками? Для ответа на этот вопрос аналитики Noks Fishes опросили представителей трех экспертных групп (регуляторы финансового рынка, инвестиционные аналитики, финансовые журналисты) на предмет их оценки деятельности банков в разрезе бизнеса, услуг и внешних коммуникаций банков.
Бизнес и внутренние коммуникации эксперты оценили максимально высоко у Credit Agricole, Райффайзен Банк Аваль и Ощадбанка
Несмотря на «точечную» медиаактивность по темам блоков «Бизнес» и «Внутренние коммуникации», французский банк Credit Agricole является абсолютным лидером почти по всем эмоциональным признакам у аналитиков и журналистов. (См. таблицу №1) Опрошенные Noks Fishes эксперты поясняют такие результаты банка прибыльностью, первенством в сегменте кредитования СМБ и автокредитования, а также авторитетностью материнской структуры. Хороший финансовый результат и харизма руководителя банка стали, по мнению опрошенных экспертов, причиной максимальной оценки Райффайзен Банк Аваль регуляторами рынка в разрезе трех признаков — «Прозрачный», «Стабильный», «Профессиональный». Отметив «консервативность» бизнеса Ощадбанка, регуляторы назвали банк «самым надежным», а аналитики – «самым динамично развивающимся на рынке».
Максимально яркие эмоциональные характеристики продукта у Альфа-Банк и OTP
Абсолютным лидером по различным эмоциональным признакам сервисной части бизнеса у всех групп экспертов является Альфа-Банк. (См. таблицу №2) Хотя банк подвержен репутационным рискам в связи с восприятием его как российского, его продукты и сервисы получили максимум возможных высоких оценок, благодаря снижению тарифов на обслуживание среднего и малого бизнеса (СМБ), поддержке программ лояльности и cashback, фокусированию розничных потребителей на услугах банка путем перманентного проведения акций совместно с Mastercard и Visa.
OTP Bank получил высокие эмоциональные характеристики своих продуктов и сервисов у инвестиционных аналитиков по трем признакам «Лояльный», «Уважающий клиента», «Простой, понятный», что является следствием хорошей репутации банка с венгерским капиталом, постоянной работе по обслуживанию корпоративного и СМБ сегмента, инициации социальных программ (например, конкурс инвестиционных проектов для участников АТО), программ для стартапов.
Несмотря ни на что регуляторы продолжают любить Приватбанк
Несмотря на то, что ПриватБанк являлся эпицентром тяжб между НБУ и экс-собственниками банка, поддержка партнерских программ для СМБ и розницы позволяет ему удерживать лидерские позиции у регуляторов по характеристикам «Банк-эксперт», «Банк-партнер» и «Социально ориентированный». (См. таблицу №3) Также аналитики и журналисты отдали предпочтение Ощадбанку по характеристике «Социально ориентированный», так как именно он совершает верификацию социальных выплат. Эмоциональным признаком «Аполитичный» были отмечены исключительно банки с западным капиталом- Credit Agricole, Кредобанк, OTP Bank, что является логичным: в силу иностранного происхождения они имеют большую возможность абстрагироваться от политики, чем украинские банки.
Подводя итоги оценивания экспертами банков по эмоциональным характеристикам, необходим сделать вывод, что банки с иностранным капиталом (OTP Bank, Райффайзен Банк Аваль, Credit Agricole, Кредобанк, ING Bank) составили достойную конкуренцию государственным банкам (Ощадбанк, ПриватБанк). Смогут ли удержать отвоеванные позиции банки – вот главная репутационная интрига 2018 г. для данного сегмента
Goodwill-фактор – синдикативное репутационное исследование компании Noks Fishes для банковского рынка. Целью исследования является выявление восприятия экспертными группами имиджевой модели банка, формируемой в т.ч. и с помощью медиаинструментов.