Если смотреть на рынок недвижимости глазами обычного украинца, может показаться, что все у нас прекрасно. Если читать блоги и посты в Фейсбуке чиновников профильных министерств, то в Украине вообще все просто супер, а будет еще лучше! Вы удивитесь, но на этот раз я почти согласна.

Да, это пост оптимиста. Но повлияла на меня не информационная политика государства и не обещания переселить всех из хрущевок в новые дома с большей площадью в этом же районе (к сожалению, это даже не сказки и не фэнтези, это утопия). Веру в лучшее вселяет в меня общение с участниками рынка: застройщиками, начальниками отделов продаж, риэлторами и т.д.

В этот четверг прошел Residential Development Forum. Это такая коммуникационная платформа для девелоперов жилой недвижимости Украины, где можно услышать реальные кейсы, проблемы и способы их решения. Где нет чиновников и пафоса, а есть обмен опытом и мнениями.

Так вот. О чем я? Ни для кого не секрет, что среди наших застройщиков есть люди, которые знают о строительстве, не более чем я о популяции бабочек в Новой Гвинее. Это рейдеры, бывшие депутаты, а иногда даже плиточники или водители депутатов, которые смогли «вовремя сориентироваться». Получив кусок земли, они решили, что смогут заработать на строительстве и продаже жилья. Сколько реально таких «застройщиков» на рынке сказать трудно. Я лично знаю больше десятка только по Киеву и области. Но это не главное. Главное, что эти люди, поставленные в условия жесткой рыночной конкуренции вынуждены учиться. И они это делают!

По неофициальным данным, количество сделок на рынке первичного жилья в этом году сократилось от 20 до 40%, при том, что спрос непрерывно растет. Если раньше в отделах продаж, которые реализовали квадратные метры по цене буквально на $10-20 ниже рыночной стояли очереди желающих, то сейчас стоимость уже далеко не основной показатель. Конечно, около 30% покупателей думают исключительно о цене, но остальные 70% ориентируются на репутацию застройщика, на инфраструктуру вокруг объекта, на планировки, атмосферу в ЖК, соседей, и тому подобное.

Не получается сейчас просто строить. Я вам больше скажу — даже качественно строить уже мало. Поэтому и тянутся застройщики к знаниям. Ранее же оно как было: бросил 100-120 тыс. грн в месяц на рекламу, бордов наклеил на ТВ ролик запустил и все! А сейчас почему-то не работает. Теперь им, покупателям, фонтаны, сады на крышах подавай, интересное архитектурное решение, садик, спортивную площадку … Балованные все стали.

Знаете, что я вам скажу: когда «делки», они же застройщики, начали учиться, начали задумываться над тем, чем бы им выделиться, то нам это только на пользу. Пусть и в дальнейшем покупатели будут привередливыми, требуют лучших условий жизни за свои деньги. Возможно, через некоторое время мы будем видеть больше хороших жилых комплексов, наши города станут красивыми и удобными для жизни. Сделаем это мы, сделает это рынок, а не чиновники, которые, конечно, потом припишут себе победы.