Мы часто обсуждаем проблему украинского госдолга, но мало кто ставит вопрос более конкретно: а сколько же Украина вообще должна? Официальная информация с сайта Минфина — $77 млрд. Но я знаю совсем другие цифры, которыми со мной поделились депутаты, направившие депутатский запрос в министерство — $118 млрд.Какой из этих цифр верить? И почему никто не учитывает, например, $3 млрд, за которые мы судимся с Россией, где первую инстанцию фактически проиграли? Не говоря уже об опционах на ВВП Украины, где вообще непонятно, как и сколько денег нам придется дополнительно выплатить кредиторам.

Фактическая сумма госдолга гораздо больше, чем нам показывают, это очевидно. И Минфин нужно в прямом смысле заставить давать полную и объективную информацию. 

Публичная часть госдолга говорит нам, что в 2019 году Украине нужно будет выплатить $5 млрд. Это МВФ, евробонды, облигации по американским гарантиям. Но есть и другие долги (а значит, и другие цифры): например, китайские свопы, которые китайцы могут потребовать обратно (а это еще плюс $1,5 млрд в год), корейские деньги. Цифры с депутатского запроса дают несколько другую картину: по $9 млрд потенциальных выплат ежегодно в 2018-2019-м.

Минфин успешно пользуется логичным бегством украинцев из депозитов в гособлигации под влиянием снижения ставок. Физлица вложили уже миллиард гривень в ОВГЗ. Минфину это дает возможность спокойно размещать долговые бумаги на внутреннем рынке, а властям — не выполнять требования МВФ (какими бы они ни были). Ведь зачем это делать, если можно одолжить деньги теперь еще и у граждан? Эта тенденция будет продолжаться весь 2018 год — деньги с банковских депозитов будут плавно перетекать в карман Минфина. Иллюзия, что у нас все хорошо с финансами, только усилится. Беда в том, что ее поддерживают и крупные западные игроки (например, S&P и Morgan Stanley), которые дают феноменально позитивные прогнозы по гривне на ближайшие годы: в среднем до 28 грн/$ до конца 2019 года.

Но важно осознавать, что деньги Украине дают не потому, что мы такие успешные, как страна и как экономика. Просто мир сегодня такой — денег у глобальных инвесторов слишком много, еврооблигации размещают даже такие страны, как Нигерия, Таджикистан, Бахрейн и Беларусь. И это очень большая наша проблема: из-за этого «изобилия» мы не замечаем, как со скоростью Титаника движемся к бетонной стене в виде дефолта.