Нацбанк работал над запуском реестра уже давно, так что для его внедрения уже почти все готово. Хотя глава Фонда гарантирования вкладов Константин Ворушилин в интервью «Минфину» недавно заявлял, что Фонд пока даже не начинал готовить информацию для передачи в новую  базу данных. 

О деталях этого проекта и для чего он нужен в конце сентября «Минфину» рассказывала замглавы НБУ Екатерина Рожкова. Мы решили напомнить читателям, что будет представлять собой кредитный реестр, и републикуем текст колонки. 

Екатерина Рожкова

Нацбанк намерен запустить тестовую версию кредитного реестра (реестра «плохих» заемщиков) уже в октябре. Таким образом регулятор хочет помогать банкам бороться с нерадивыми должниками. 

Закон, предусматривающий создание и ведение кредитного реестра, еще не принят. Но рано или поздно это случится, и мы хотим быть к этому готовыми. Поэтому мы сейчас отрабатываем механизм принятия информации от банков. По новым заемщикам – нет проблем, но нужно отформатировать и старые портфели. На это потребуется время. 

Мы решили утвердить специальную форму подачи отчетности банками. Правление НБУ должно принять ее во вторник, 26 сентября. Имея такое решение на руках, банки смогут инвестировать и официально дорабатывать программное обеспечение, необходимое для передачи данных в реестр. Уже с октября мы сможем эту информацию собирать и аккумулировать. Так что к моменту, когда примут закон, реестр будет фактически готов.

Реестр будет общим – в него попадут и заемщики-юрлица, и физлица-должники. Понятно, что нас не интересуют мелкие потребительские кредиты. Для нас представляют интерес кредиты, начиная с определенной суммы, и только для накопления статистики. Чтобы мы могли помогать банковской системе ориентироваться — какие есть тенденции на рынке, и как им правильно «подкрутить» скоринг. И только.

Мы совершенно не собираемся замещать функцию кредитных бюро. У нас совсем другая задача – максимально обезопасить систему.

Мы не будем накапливать кредитную историю, чтобы отдавать ее рынку. Мы будем делать только срез на определенную дату. И каждый банк, рассматривая возможность кредитования того или иного заемщика, сможет обратиться в наш кредитный реестр и посмотреть – есть ли у заемщика задолженность, как она обслуживается, есть ли просрочка и т.д. Но информация будет обезличенной. Там будет указана только сумма задолженности и категория кредита. Таким образом, банки смогут принимать взвешенные решения.

После принятия соответствующего закона, мы также хотим получать информацию от Фонда гарантирования вкладов. Но сейчас у Фонда нет достаточных ресурсов, чтобы обеспечить передачу данных. Каждый из банков, который находится под опекой ФГВФЛ, работает на своем программном обеспечении. Поэтому Фонд не сможет в полной мере удовлетворять требованиям этого реестра.

Сейчас мы продумываем какой-то упрощенный вариант, который позволит нам обрабатывать и подтягивать для аналитики данные из банков, которые находятся в ФГВФЛ. Таким образом, мы сможем генерировать информацию, необходимую банковскому сектору.