Теперь в банковском ведомстве считают, что инфляция достигнет 12,2% к концу года (прежний прогноз — 10%). Оценку на 2018 год также ухудшили — до 7,3% (предыдущий прогноз – 6%). В связи с этим регулятор даже решился повысить учетную ставку до 13,5%. 

Поможет ли это остановить рост цен, и кто на самом деле разогревает инфляцию, на своей странице в Facebook написал глава Совета НБУ Богдан Данилишин. «Минфин» приводит сокращенный вариант колонки. 

Богдан Данилишин

Трактование инфляции как переполнение денежного обращения, неполное. Инфляция, хотя и проявляется в росте потребительских (товарных) цен, не является сугубо денежным феноменом, а представляет собой социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в различных сферах хозяйства.

Инфляция — явление многофакторное, в нем много составляющих. Если рассортировать их на монетарные и немонетарные, влияние вторых, вероятно, окажется больше.

Сейчас в Украине наблюдается типичная инфляция предложения. Из-за увеличения расходов производители вынуждены поднимать отпускные цены. Это транслируется в цены розничные. То есть ключевым фактором динамики потребительских цен сейчас является увеличение себестоимости продукции. По итогам 2016 рост цен производителей составил 35,7%, с лагом в 6-9 месяцев это транслировалось в повышение потребительских цен.

Ситуация осложнилась тем, что в соответствии с решением Кабмина, с 1 июля было отменено регулирование цен на продукты питания. Так как в нашей стране в структуре потребительской корзины высокий удельный вес расходов на продукты питания, то отмена регулирования цен на продовольствие внесла определенный вклад в инфляцию.

Для снижения инфляции необходима координация деятельности НБУ, Кабмина и Антимонопольного комитета. Но АМКУ не преуспел в демонополизации рынков. По состоянию на середину 2016, 42% рынков в нашей стране были монополизированы, 11% — работали в условиях административной или естественной монополии. Монополии и олигополии сложились в ТЭК (65%), в сфере транспорта и связи (82%). Монополисты злоупотребляют своим положением, применяют инструменты, позволяющие максимизировать прибыль путем завышения цен и тарифов.

Анализируя последствия решения правительства об отмене регулирования (фактически — декларирования) цен на продукты питания, считаю его преждевременным. В условиях монополизированной экономики Украины оно привело к повышению темпов инфляции. Считаю целесообразным возобновление работы Государственной ценовой администрации, которая на этапе перехода экономики Украины от рецессии к росту осуществляла бы контроль за ценообразованием и ростом потребительских цен.

Читайте также: НБУ против инфляции

Влияние НБУ на уровень инфляции существенное, но он не имеет определяющего значения. Денежные отношения не оторваны от других сфер экономической жизни. Действия, проводимые в рамках возможностей Нацбанка, без других комплексных мер не дадут должного эффекта. Повышение ставки рефинансирования — а это главный инструмент Нацбанка в борьбе с инфляцией — в условиях монополистической структуры рынка не обеспечит снижение инфляции, так как производители-монополисты поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения с целью обеспечения контроля над ценообразованием.

Читайте также: Инфляция сорвалась с цепи

Сильное влияние на рост потребительских цен имеют факторы, которые не подконтрольны НБУ. Среди них, вместе с отменой регулирования цен на продукты питания — рост административно регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, увеличение цен производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Эти факторы действуют на стороне расходов, поэтому НБУ ограничен в противодействии росту цен. Для снижения инфляции Нацбанк вынужден повышать учетную ставку, но в период выхода экономики из кризиса это может привести к росту стоимости кредитов и уменьшению объемов кредитования экономики.