О причинах повышения учетной ставки, а также о четырех популярных мифах об инфляционном таргетировании, в статье на портале «Дело» написали заместитель директора департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Владимир Лепушинский и почетный президент Киевской школы экономики Тимофей Милованов. «Минфин» сократил. 

Премьера-сюрприз

«Неожиданность» решения НБУ можно частично списать на эффект первого раза.

Ранее НБУ повышал учетную ставку еще до введения нового монетарного режима — в начале 2015 года, а затем монетарная политика двигалась только в сторону смягчения.

И хотя множество намеков на такой сценарий можно было «считать» из предыдущих пресс-релизов НБУ, большинство аналитиков все же не предусмотрело повышение ставки.

Пресс-релизы НБУ по учетной ставке имеют фиксированную структуру, а в одном из последних абзацев всегда содержится так называемый «forward guidance», то есть освещение перспектив дальнейших действий.

Если посмотреть его содержание за последние три месяца, можно заметить, как «портилось настроение» относительно дальнейших инфляционных рисков и в отношении перспектив смягчения монетарной политики.

Риски фундаментального инфляционного давления повысились, инфляционные ожидания ухудшились. НБУ отреагировал так, как и предупреждал.

Действия на опережение

Комментируя повышение учетной ставки, большинство аналитиков делает акцент на высоких текущих показателях инфляции. Однако логика инфляционного таргетирования другая.

Монетарные решения принимаются на основе прогноза, поскольку монетарная политика не способна изменить прошлое или даже ближайшее будущее.

Монетарные решения имеют эффект только через 9-18 месяцев, поэтому цель монетарной политики — возвращение инфляции к цели на этом временном горизонте.

В Украине в этом году текущая высокая инфляция преимущественно вызвана факторами со стороны предложения продовольствия. Именно из-за них инфляция в этом году будет выше таргета. А, значит, она исчерпает себя сама. Чтобы ее успокоить, монетарные методы неуместны.

На самом деле НБУ реагирует на фундаментальные факторы, которые целиком находятся в компетенции монетарной политики: давление со стороны спроса и ухудшение ожиданий. В последние месяцы эти риски усилились, и в октябре НБУ отреагировал соответственно.

НБУ объяснил цель повышения учетной ставки так: этот шаг позволит вернуть инфляцию близко к центральной точке целевого диапазона в третьем квартале следующего года (6,5% +/- 2 п.п.).

Четыре мифа от аналитиков

№ 1. НБУ пытается погасить жесткой монетарной политикой ускорение инфляции вследствие роста цен на мясо, молоко и овощи. Это неуместно делать.

Конечно, реагировать более жесткой монетарной политикой на плохую погоду, приведшую к удорожанию овощей или расширение экспорта мясо-молочной продукции, вызвавшее ее дефицит на внутреннем рынке, было бы неуместно. НБУ и не пытается это делать. Регулятор действует на опережение, предвидя усиление инфляционного давления на прогнозном горизонте.

№ 2. НБУ не повысит учетную ставку, а будет использовать другие инструменты, например, процентную ставку по трехмесячным депозитным сертификатам.

Учетная (ключевая) ставка — основной инструмент монетарной политики. Это было задекларировано в Стратегии монетарной политики на 2016-2020 годы и определено в Основных принципах денежно-кредитной политики. Именно с ее помощью НБУ приводит прогноз инфляции к цели на горизонте политики. По этой ставке НБУ проводит размещение 2-недельных депозитных сертификатов. Эти операции являются основными по объему и оказывают наибольшее влияние на рынок.

Остальные инструменты являются вспомогательными и решают другие задачи.

№ 3. Учетная ставка не окажет влияния на инфляцию, потому что от нее ничего не зависит.

Три года назад это утверждение было бы справедливым.

Но сейчас процентные ставки на межбанковском рынке очень сильно реагируют на изменение учетной ставки.

Согласно ожиданиям НБУ, повышение учетной ставки будет стимулировать приток сбережений в банковский сектор и сдерживать потребительский спрос. Также повышение ставок сделает более привлекательными финансовые инструменты в национальной валюте по сравнению с аналогами в иностранной валюте, окажет положительное влияние на будущую инфляцию через канал обменного курса. Именно так и указано в пресс-релизе по повышению учетной ставки.

Читайте также: Госбанки решили помочь НБУ

№4. Вместе с повышением учетной ставки НБУ пересмотрел цель (таргет) по инфляции

Количественные цели по инфляции являются неизменными.

Неизменность цели — необходимое условие формирования доверия к центральному банку. Инфляция может отличаться от цели под действием краткосрочных факторов. Но НБУ обязан назвать период, когда инфляция вернется к цели, и как он будет применять для этого свой основной инструмент, то есть учетную ставку. Как объявил НБУ, с помощью повышения учетной ставки инфляция приблизится к центральной точке целевого диапазона в третьем квартале 2018 года.

В то же время прогноз инфляции действительно был пересмотрен на конец 2017 (до 12,2%) и 2018 (7,3%).