Украина в их число не входит. Но все может измениться уже в следующем году.
По данным OpenSignal, сейчас самый доступный 4G-интернет предоставляют операторы Южной Кореи. Так, уровень доступности (количество абонентов, имеющих доступ к сети) в этой стране превышает 96%. При этом самый быстрый 4G в Сингапуре. В среднем, его скорость на загрузку составляет 46,64 Мбит/с.
Для сравнения: по данным Speedtest Awards 2016, самый быстрый мобильный интернет в прошлом году в Украине был у оператора Lifecell. Его скорость составляла 7,74 Мбит/с при загрузке данных. Средняя максимальная скорость мобильного интернета украинской «большой тройки» операторов — Киевстар, Vodafone и Lifecell — составляла 6,22 Мбит/с.
В Украине не раз говорили о внедрении высокоскоростного мобильного интернета нового поколения. Но с мертвой точки ситуация сдвинулась лишь в начале этой осени, когда власти наконец утвердили правила проведения тендера на частоты, на которых операторы могут внедрять 4G. Это только «небольшая победа». Впереди еще много трудностей.
Палки в колеса
Как это часто бывает в Украине, развитие технологий сдерживает устаревшее бюрократическое законодательство. Ситуация усугубляется медлительностью властей при его изменении. Одна из самых больших проблем при внедрении 4G в Украине — открытие необходимых для этого радиочастот.
Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда Минюст утвердил порядок проведения тендеров на радиочастоты 2600 и 1800 МГц. Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) совсем недавно объявила о проведении тендера до конца января 2018 года по радиочастотам 2600 МГц.
Отсутствие закона о технологической нейтральности в Украине — вторая серьезная проблема. Спектр частот – такой же природный ресурс, как и земельный участок. Власти выдают лицензии операторам на конкретные радиочастоты под конкретные цели.
Например, оператор получил лицензию на определенный спектр радиочастот под GSM технологию 20 лет назад. И даже сейчас он не может использовать этот спектр для внедрения других технологий, наподобие 3 и 4G. Технологическая нейтральность позволяет использовать одни и те же частоты для внедрения различных технологий.
«На сегодня утвержден общий порядок проведения тендеров на РЧР (на 2600 и на 1800 МГц). По 2600 МГц законодательных препятствий нет. По 1800 МГц ситуация несколько сложнее. Пока еще не принят закон по рефармингу (переиспользованию занятых радиочастот под новые технологии, — прим. ред.) и технейтральности (находится в Комитете ВРУ). Есть вероятность принятия этого закона до конца 2017 года. Это снимет все законодательные вопросы по тендеру и позволит одновременно работать в 1800 МГц технологиям GSM и 4G», — объясняет директор по корпоративному управлению и контролю Vodafone Украина Олег Проживальский.
При этом все развитые страны мира уже давным давно приняли закон о технологической нейтральности. Потому операторы могут сами выбирать оптимальный спектр радиочастот для внедрения новейших технологий.
«Украина – чуть ли не единственная страна в Европе, где на телеком-рынке до сих пор законодательно не принят принцип технологической нейтральности. Именно он позволяет телеком-операторам запускать любые технологии на любых частотах: 3G на 900 МГц и 4G на 1800 МГц. Частоты диапазона 900 и 1800 МГц больше остальных пригодны для быстрого разворачивания сетей скоростного мобильного интернета на максимальной территории покрытия», — утверждает главный эксперт по спектральной стратегии Киевстар Игорь Ерещенко.
Принцип технологической нейтральности позволит покрыть 98% территории страны качественным мобильным интернетом. Сделать это можно будет всего за полгода и не нужны никакие инвестиции со стороны государства.
Еще один шаг, который позволит обеспечить максимальное интернет-покрытие — освобождение частот 700 МГц (на них сейчас работает аналоговое ТВ), чтобы операторы смогли использовать их для запуска 4G, а в будущем и 5G. Именно этот диапазон позволит дать скоростной качественный интернет даже в самые маленькие населённые пункты, утверждает Ерещенко.
Среди других проблем — бюрократия при аренде государственной и коммунальной собственности, а также непомерные «аппетиты» арендодателей. По словам Проживальского, процедура оформления аренды 5 кв.м. крыши здания для установки антенны, такая же как и при сдаче в аренду больших коммерческих площадей, и по времени занимает до полугода.
Более того, арендодатели пытаются перестраховаться от инфляции и завышают цены. Из-за этого операторы вынуждены искать альтернативу и процесс установки затягивается.
Сколько вкладывать денег
Какую сумму операторам придется инвестировать во внедрение 4G-сетей, пока не подсчитали. Проживальский утверждает, что на это пойдут миллиарды гривен. Более точно операторы будут знать после проведения тендера, который запланирован на начало 2018 года.
Ерещенко же уверен, что стоимость внедрения 4G будет зависеть от частот, на которых он будет работать.
«НКРСИ предлагает два варианта: диапазон 2600 МГц и диапазон 1800 МГц. Для освоения диапазона 2600 ГГц телеком- операторам понадобится строить новые сети практически с «нуля», что займет не один год и потребует огромных затрат», — объясняет Ерещенко.
Все готово
«Большая тройка» операторов заявляет, что их сети готовы к внедрению 4G на 100%, ведь подготовку они начали заранее. Более того, все их оборудование — 4G ready. Это означает, что им не понадобится время на замену уже имеющихся устройств.
«Если все будет идти по плану, и конкурс будет объявлен в ноябре, то можно рассчитывать на появление 4G уже в 1 полугодии 2018 года», — прогнозирует Проживальский.
Тем не менее, операторы предупреждают, что скорость внедрения 4G-сетей в большой мере зависит от властей и их желания отказаться от излишнего бюрократизма.
«В случае принятия технологической нейтральности в диапазоне 1800 МГц, для быстрого запуска сети LTE Киевстар в крупных городах понадобится всего несколько месяцев, но это может произойти не ранее 1 июля 2018 года. Далее в активном режиме можно будет развернуть сеть на всей территории Украины, но с привязкой к готовности регулятора выдавать разрешения на использование радиоэлектронных средств. Процесс, к сожалению, очень забюрократизирован», — говорит Ерещенко.
Главное — скорость
Скорость 4G сетей может превышать 3G в десять раз, утверждают операторы. Lifecell совместно с Ericsson даже показали, как это работает на практике. Турецкий оператор проводил тестирование 4G в своей «штаб-квартире» в центре столицы. «Минфин» решил замерить скорость мобильного интернета по пути туда, и посмотреть насколько 4G окажется быстрее. Для замеров скачали две программы с Play Market — Speedtest и Speedcheck. Забегая наперед, скажем, что у первого показатели оказывались все время выше.
Так как 4G тестировал Lifecell, его сеть мы и выбрали. Замеряли в четырех точках: дома, возле метро Сырец ( 3 станции от центра столицы), в сердце Киева и в офисе Lifecell.
Первый замер сделали дома (в 15 минутах ходьбы от станции метро Сырец). Speedtest показал высокий результат. Вторая программа — Speedcheck — показала более медленную скорость. Но, по нашему мнению, именно этот результат является более реалистичным, поскольку дома постоянно возникают перебои с мобильным интернетом. Здесь и дальше слева — результаты Speedtest, справа — Speedcheck.
Подойдя к метро Сырец, зафиксированная первой программой скорость упала более чем в два раза по сравнению с домом, во второй — незначительно выросла.
В самом центре скорость мобильного интернета продолжила падать. Согласно данным Speedcheck — вообще драматически.
А вот в самой штаб-квартире Lifecell, по результатам двух тестов, скорость оказалась весьма быстрой и бесперебойной.
Но каким бы ни был быстрым 3G, даже в офисе Lifecell его скорость минимум в два раза медленнее, чем 4G. Так, Lifecell демонстрировал возможность только на смартфонах Samsung. При подключенном одном смартфоне, скорость загрузки превысила 300 Мгбит/с.
Но при подключении нескольких смартфонов, скорость падает, ведь разделяется на несколько устройств. Так, при подключении 5 смартфонов, самая низкая скорость загрузки данных превышала 45 Мбит/с, самая высокая — 100 Мбит/с. Стоит заметить, что в демонстрационных целях использовалось оборудование, рассчитанное на небольшое количество устройств.
Алексей Рябуха