Виктор Пинзеник

То, что больше всего беспокоило меня в медицинской реформе, к сожалению, реализовано в одобренном парламентом законе.

Напомню: замысел заключался в том, чтобы перейти от содержания медицинских учреждений (финансирование по смете отдельных расходов) к оплате медицинских услуг, предоставив медицинским учреждениям или медикам свободу в использовании полученных средств и увязывая оплату с тем, чего в конечном счете мы от медицины хотим — квалифицированной медицинской помощи. Я не открою тайны (надеюсь, даже для тех, кто одобрял соответствующий закон), что объемы финансирования из бюджета медицины очень далеки от ее реальных потребностей. Поэтому абсолютное большинство граждан за собственные средства покупают лекарства и доплачивают зарплату медицинским работникам. А бюджет не финансирует по простой причине — потому что не может. Ведь речь идет об украинском бюджете, в котором в прошлом году не хватило на финансирование всех расходов (в том числе медицины) почти 200 млрд. Недостаток средств заняли, забравшись в наши завтрашние карманы.

Принятый же закон исходит из того, что в украинском бюджете немеряное количество денег. Не хватает «мелочи» — одобрить этот медицинский закон, и деньги рекой потекут на решение медицинских проблем. Не знаю, можно ли назвать это даже хорошей или сладкой иллюзией. Потому что от таких решений денег на медицину не прибавляется. А без денег новая система не будет работать. И речь идет о дополнительной сумме, которая оценивается далеко не десятком миллиардов гривен. Никто не окажет услугу, если ее цена (тариф) не будет покрывать всех расходов медицинского учреждения. Или вместо таблетки пациентам собираются выдавать половину или четверть? А операцию завершать вскрытием, так как зашивать больного уже не за что?

Упомяну и другие принципиальные моменты. Как бы к вам отнеслись в магазине, если бы при покупке авто вы предложили оплатить все, кроме колес? Поскольку за колеса заплатит бюджет Киева, Львова или Одессы. А именно такая модель оплаты предусматривается в реформе. Потому что цена не будет включать коммунальные услуги. Их должны оплачивать отдельно местные бюджеты. А где же тогда реформа, идея которой заключалась в переходе на оплату услуги? Что означает оплату всех расходов, необходимых для определенной услуги. И как быть с конкуренцией в отрасли, если коммунальные платежи оплачиваются только государственным и коммунальным заведениям? Врач, который оказывает первичную помощь у себя в квартире или в частном доме, права на такую ​​компенсацию не имеет.

Последний момент. Содержание учреждений и оплата услуг — это разные несовместимые модели финансирования. Но это не о нас. Потому что у нас их объединили. И не только в части коммунальных платежей. Закон предусматривает (кроме оплаты услуг) что для отдельных медицинских учреждений система финансирования сохранится. Это все равно, что при покупке в магазине хлеба с вас требуют еще какую-то дополнительную оплату, не привязанную к купленному хлебу.

Очень жаль, что после «доработки» проекта медицинской реформы неплохая идея, заложенная в ней, превратилась в непонятно что.